Иллюстрированный самоучитель по созданию домашнего видеофильма

Оборудование

Цифровое оборудование

На недорогом оборудовании домашней студии нелинейного видеомонтажа можно создавать фильмы профессионального качества. Здесь не требуется обработка больших объемов данных в реальном времени, как на телестудии. Высокая стоимость профессиональных устройств определяется индивидуальными настройками, сервисными функциями, высокой надежностью, хотя основа их часто оказывается общей с аппаратурой любительского уровня.

Сжатие видеоинформации

Видеоинформация перед записью на жесткий диск компьютера или передачей по цифровым каналам связи должна быть преобразована в цифровой вид и сжата для сокращения потока и объема данных.

По стандарту Международного консультативного комитета CCIR-601 для трансляции видеосигналов со сжатием MPEG раздельно производят оцифровку сигнала яркости (частота дискретизации 13.5 МГц) и двух цветоразностных сигналов (частота дискретизации 3.375 МГц, метод 4:1:1). Полный поток видеоинформации для этого стандарта равен 20.74 Мбайт/с. Разрешение в системах PAL и SECAM при этом составляет 720 х 576 точек (передаются 25 кадров в секунду), в системе NTSC – 720 х 480 точек (передаются 30 кадров в секунду).

Производным от CCIR-601 является формат оцифровки CIF (обрабатывается только одно поле видеокадра), где при потоке видеоинформации 5.07 Мбайт/с разрешение составляет 352 х 288 точек в системах PAL и SECAM и 352 х 240 точек – в системе NTSC. Ни CCIR, ни CIF не предусматривают сохранения пропорции изображения 4:3.

Square Pixel Video Format (SPVF) – формат оцифровки видео с квадратным расположением пикселов. При этом в системе NTSC используется алгоритм дискретизации 4:1:1 сигналов Y/U/V (Y – сигнал яркости, U – красный, V – синий цветоразностные сигналы). При дискретизации видеоинформации формата PAL или SECAM пространство Y/U/V представляется моделью 4:2:2, где на байт информации яркости приходится по полбайта информации цветоразностных сигналов. Частота дискретизации сигналов яркости, разрешение и полный поток видеоинформации в SPVF следующие: для PAL или SECAM – 14.75 МГц, 768 х 576 точек и 22.12 Мбайт/с, для NTSC – 12.2727 МГц, 640 х 480 точек и 18.43 Мбайт/с соответственно.

Производным от SPVF является формат SIF (обрабатывается одно поле видеокадра) с разрешением и полным потоком видеоинформации соответственно для PAL или SECAM 384 х 288 точек и 5.53 Мбайт/с, для NTSC – 320 х 240 точек и 4.61 Мбайт/с.

Полный поток дискретной видеоинформации записать на жесткий диск персонального компьютера весьма проблематично, так как требуются огромный объем памяти и большая скорость записи данных. Существует ряд способов сжатия (компрессии) видеоданных с допустимым уровнем потерь информации и обратного преобразования (декомпрессии), реализованных на программном или аппаратном (в устройствах видеоввода-видеовывода) уровне, дающих хорошие результаты. Ниже перечислены способы, используемые в устройствах захвата.

Motion JPEG (MJPEG)

Способ основан на сжатии каждого видеокадра отдельно по алгоритму JPEG (Joint Photographic Expert Group), разработанному для сжатия неподвижных изображений. Кадр в дальнейшем можно модифицировать независимо от остальных. Алгоритм JPEG симметричный и основан на раздельном дискретном косинусном преобразовании блоков 8x8 точек компонента яркости и блоков 8x16 точек каждого цветоразностного компонента изображения с последующей низкочастотной фильтрацией. Временная функция дискретных сигналов яркости и цветности преобразуется в частотное представление по аналогии с преобразованием Фурье. Чем больше степень сжатия, тем меньше высокочастотных составляющих остается после фильтрации, и тем меньше становится разрешение.

На границах блоков 8x8 может нарушаться гладкость. На больших однотонных участках изображения возможны искажения яркости и цветности.

Коэффициент сжатия 5-8 (выходной поток 4.4-2.8 Мбайт/с для разрешения 768 х 576 точек в PAL) дает возможность получить качество изображения почти без потерь.

Коэффициент сжатия 8-13 (выходной поток 2.8-1.7 Мбайт/с для разрешения 768 х 576 точек в PAL) дает возможность получить качество S-Video.

Значение сжатия идеального исходного изображения до 20 сохраняет качество формата VHS.

Для чередующихся полос испытательной таблицы требуется меньший из приведенных коэффициентов, в то время как для реального изображения допустимо брать большее значение.

MPEG

Стандарт MPEG (Moving Picture Experts Group) – это международный стандарт сжатия видео – и звуковой информации. В зависимости от разрешения различают MPEG-1 – для сжатия видеопотока CIF и MPEG-2 – для сжатия полного видеопотока CCIR-601. На основе MPEG-2 разработан алгоритм VBR (Variable Bit Rate) передачи информации с изменением скорости потока.

Способ основан на сжатии с потерями ключевых кадров с использованием дискретного косинусного преобразования и последующей высокочастотной фильтрации подобно алгоритму JPEG. Далее информация сжимается без потерь по методу компенсации движения, то есть используется межкадровое сжатие. В видеопотоке MPEG кадры бывают трех типов:

  • ключевые кадры появляются с заданным периодом или при резкой смене характера изображения. Степень их сжатия наименьшая;
  • зависимые кадры несут информацию только об изменениях в предыдущем ключевом кадре ("первая производная");
  • двусторонние кадры имеют наименьшую информативность, отображают изменения скорости компонентов изображения ("вторая производная"), дешифруются при наличии двух "своих" кадров предыдущих типов.

Способ, таким образом, не является симметричным, в отличие от алгоритма сжатия MJPEG. При потоке 1.2 Мбайт/с можно получить качество на уровне S-Video.

Формат DVI

Как и MJPEG, этот формат основывается на дискретном косинусном преобразовании с последующей высокочастотной фильтрацией информации каждого кадра. Информация в пространстве Y/U/V имеет представление 4:2:0 (поток уменьшен на 25% по сравнению с методом 4:2:2), то есть, сигнал о цветности кодируется через строку. Степень сжатия равна 5:1. Разрешение – 500 линий. Поток информации для полного разрешения в PAL составляет 3.1 Мбайт/с.

В видеокамерах форматов Mini-DV и Digital-8 используют аппаратный кодек. За счет адаптивного изменения размеров яркостных и цветорасчетных блоков, подвергаемых дискретному косинусному преобразованию, достигается большее разрешение при меньшем потоке информации, причем максимальное разрешение задается для центра экрана, в то время как по краям оно несколько хуже.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.