Иллюстрированный самоучитель по Assembler

Регистры процессора

Флаги состояния заново устанавливаются процессором после выполнения каждой очередной команды, и по ним можно в какой-то степени судить о результате выполнения этой команды (например, не равен ли ее результат, нулю). Флаги управления позволяют изменять некоторые условия работы процессора, например, разрешать или запрещать аппаратные прерывания. Рассмотрим сначала флаги состояния.

Флаг переноса CF (Carry Flag) индицирует перенос или заем при выполнении арифметических операций. Переносом называется ситуация, когда в результате выполнения правильной, в общем, команды образуется число, содержащее более 16 двоичных разрядов и, следовательно, не помещающееся в регистр или ячейку памяти. Пусть, например, в регистре АХ содержится число 60000, а в регистре ВХ – 40000. При выполнении команды сложения add AX, BX в регистре-приемнике результата, которым в данном случае будет служить регистр АХ, должно быть записано число 100000, которое, разумеется, там поместиться не может. В этом случае и устанавливается флаг CF, по состоянию которого можно установить, что произошел перенос и, следовательно, содержимое АХ (которое в данном случае будет равно 100000-65536 = 34464) не является правильным результатом.

Необходимо подчеркнуть, что ситуация переноса, как и вообще любая ошибка, возникшая по ходу выполнения программы, не приводит ни к каким последствиям, кроме установки соответствующего флага. Процессор, установив флаг, считает свою миссию выполненной и переходит к выполнению следующей команды. Если перенос в данном случае действительно является индикатором ошибки, программа должна после выполнения команды сложения проанализировать состояние флага CF, и при установленном флаге перейти на фрагмент обработки этой ошибки. Такой анализ выполняется с помощью команд условного перехода, в данном случае с помощью команды jc (jump if carry, переход по переносу):

add AX.BX
jc error;B случае переноса переход
;на метку
error;
Нормальное продолжение

Сказанное справедливо по отношению ко всем ошибочным ситуациям, возникающим в программе, – программа сама обязана отлавливать все ошибки и выполнять предусмотренные для таких случаев действия. Единственное, что может сделать процессор – это сообщить программе о подозрительном результате установкой того или иного флага.

Флаг паритета PF (Parity Flag) устанавливается в 1, если результат операции содержит четное число двоичных единиц, и сбрасывается в О, если число двоичных единиц нечетно. Этот флаг можно использовать, например, для поиска ошибок при передаче данных и при выполнении диагностических тестов.

Флаг вспомогательного переноса AF (Auxiliary Flag) используется в операциях над двоично-десятичными числами. Он индицирует перенос или заем из старшей тетрады (бита 4). Двоично-десятичный формат подразумевает запись в каждой половинке байта десятичной цифры в виде ее двоичного эквивалента, что позволяет хранить в байте двухразрядное десятичное число в диапазоне от 0 до 99 Двоично-десятичные числа используются, в частности, для обмена данными с измерительными приборами. Для их обработки в процессоре предусмотрен целый ряд специфических команд, при использовании которых приходится анализировать состояние флага вспомогательного переноса.

Флаг нуля ZF (Zero Flag) устанавливается в 1, если результат операции равен 0. Например, флаг ZF установится, если из 5 вычесть 5 или к 10 прибавить -10.

Флаг знака SF (Sign Rag) показывает знак результата операции, устанавливаясь в 1 при отрицательном результате. Как будет показано в следующей главе, процессор различает числа без знака, т.е. существенно положительные, и числа со знаком, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Признаком отрицательности числа служит установленный старший бит этого числа (бит 15 для слов или бит 7 для байтов). Флаг SF устанавливается, если в результате какой-либо операции сформировано число с установленным старшим битом, например, S000h или FFFFh.

Флаг переполнения OF (Overflow Rag) фиксирует переполнение, т.е. выход результата за пределы допустимого диапазона значений для чисел со знаком. В знаковом представлении числа от 0000h до 7FFFh считаются положительными, а числа от S000h до FFFFh, т.е. числа с установленным старшим битом – отрицательными. Флаг OF устанавливается, если, например, при сложении двух положительных чисел получился результат, превышающий 7FFFh (потому что, начиная с S000h, идут уже отрицательные числа), или при вычитании из отрицательного числа получился результат, меньший S000h (потому что такие числа считаются положительными). Позже этот вопрос будет рассмотрен более детально.

Перейдем теперь к управляющим флагам, которых в регистре флагов реального режима всего три.

Управляющий флаг трассировки (ловушки) TF (Trace Rag) используется для осуществления пошагового выполнения программы. Если TF=1, то после выполнения каждой команды процессор реализует процедуру прерывания через вектор с номером 1, расположенный по физическому адресу 04. Этот флаг активно используется в программах отладчиков, которые должны допускать выполнение отлаживаемой программы по шагам или с точками останова.

Управляющий флаг разрешения прерываний IF (Interrupt Rag) разрешает (если равен 1) или запрещает (если равен 0) процессору реагировать на прерывания от внешних устройств. Тем самым создается возможность выполнения особо ответственных фрагментов программ без каких-либо помех.

Управляющий флаг направления DF (Direction Rag) используется командами обработки строк. Если DF=0, строка обрабатывается в прямом направлении, от меньших адресов к большим; если DF=1, обработка строки идет в обратном направлении. Примеры использования этого флага будут приведены при рассмотрении соответствующих команд процессора.

Для установки и сброса управляющих флагов предусмотрены особые команды, например sti (set interrupt, установить прерывания) или cli (clear interrupt, сбросить прерывания).

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.