Аппаратные конфликты
Распределение ресурсов компьютера
Под старыми устройствами сегодня следует понимать те устройства, которые для своей работы, точнее для связи с остальными компонентами компьютера, используют шину ISA. Это такие устройства, как последовательные, параллельный и инфракрасный порты, порты для подключения клавиатуры и мыши, контроллер флоппи-дисковода. Все они используются до сих пор, поэтому избежать аппаратного конфликта иногда сложно.
Аппаратный конфликт – это ситуация, когда несколько устройств одновременно пытаются получить монопольный доступ к одному и тому же ресурсу компьютера, причем компьютер начинает давать сбои в работе одного или нескольких устройств, а то и вообще зависает без всяких предупреждений или сообщений об ошибке.
Ресурсы компьютера можно разделить на три основных группы: прерывания, каналы DMA и порты ввода/вывода.
Прерывания (IRQ, Interrupt Request) представляют собой физические сигналы, при помощи которых специальный контроллер переключает вычислительные мощности центрального процессора от одного устройства к другому, позволяя, таким образом, одновременно обрабатывать последовательно все поступающие запросы. Различают аппаратные и программные прерывания – в данном случае имеется в виду первый тип. Если устройство не подает запрос на выполнение определенных действий, тогда соответствующее ему прерывание не генерируется.
Для работы любого устройства рекомендуется наличие свободного прерывания, при этом старое оборудование всегда требует для себя уникального номера прерывания, в то время как некоторые наиболее современные устройства вполне могут обойтись так называемыми разделяемыми прерываниями. Кроме того, ставится условие, чтобы устройства, использующие одно прерывание, не работали одновременно, хотя и здесь имеется ряд нюансов.
Аппаратные прерывания могут происходить в любой момент, так что никто не застрахован от ситуации, когда два прерывания могут возникнуть одновременно. В этом случае система прибегает к специальной таблице приоритетов, где каждому прерыванию назначен уникальный приоритет.
Как уже говорилось, немалое количество ресурсов резервируется под использование их старым оборудованием, поэтому рекомендуется изучить всю таблицу прерываний (табл. 20.1), которую устанавливает операционная система по умолчанию.
Таблица 20.1. Таблица прерываний, устанавливаемая по умолчанию.
Прерывание | Устройство, назначаемое по умолчанию, рекомендации по настройке |
---|---|
IRQO | Прерывание системного таймера, который отвечает за работу часов реального времени. Применяется со времен первых IBM PC и для использования другими устройствами недоступно |
IRQ1 | Прерывание клавиатуры. Генерируется при каждом нажатии на клавиши. Для другого использования недоступно |
IRQ2 | Сегодня резервируется исключительно ради совместимости со старыми программами. Для другого использования недоступно |
IRQ3 | Прерывание назначается по умолчанию последовательному порту COM2. Этим прерыванием пользуются устройства, использующие "парный" порт COM4. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения порта в BIOS |
IRQ4 | Прерывание назначается по умолчанию последовательному порту С0М1. Этим прерыванием пользуются устройства, использующие "парный" порт COM3. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения порта в BIOS |
IRQ5 | Прерывание используется звуковыми платами ISA и более новыми PCI. Современные звуковые платы занимают это прерывание исключительно ради совместимости со старыми программами. Прерывание доступно для использования другими устройствами, но в этом случае возможны проблемы с запуском старых игр |
IRQ6 | Прерывание используется контроллером флоппи-дисковода. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения контроллера в BIOS |
IRQ7 | Прерывание используется параллельным портом при работе в режимах ЕРР и ЕСР. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения порта в BIOS или при выборе режима SPP (Normal) |
IRQ8 | Прерывание используется часами реального времени. Для использования другими устройствами невозможно |
IRQ9 | Прерывание свободно для использования другими устройствами |
IRQ10 | Прерывание свободно для использования другими устройствами |
IRQ11 | Прерывание используется шиной USB. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения шины в BIOS, т.к. даже при отсутствии подключенных устройств это прерывание недоступно для использования другими устройствами |
IRQ12 | Прерывание используется для мыши PS/2. Для других устройств это прерывание может стать доступным только после отключения порта в BIOS, т.к. даже при отсутствии мыши прерывание резервируется и недоступно для использования другими устройствами |
IRQ13 | Прерывание раньше использовалось для математического сопроцессора, сегодня резервируется ради совместимости со старыми программами. Для использования другими устройствами недоступно |
IRQ14 | Прерывание используется первым каналом контроллера IDE. Для других целей может быть использовано только после отключения канала в BIOS |
IRQ15 | Прерывание используется вторым каналом контроллера IDE. Для других целей может быть использовано только после отключения канала в BIOS |