Иллюстрированный самоучитель по компьютерным комплектующим

Как найти причину, если что-то не работает

Прежде всего, необходимо локализовать источник проблем. Поиски следует начать с ответа на вопрос: с чего все началось? Было ли время, когда подобной проблемы не было? Что изменилось с тех пор?

  • Попробуйте поставить последние драйвера на все установленные в системе устройства, особо обратив внимание на материнскую плату и видеокарту. Если и так стоят самые последние, можно попробовать сделать наоборот и поставить те, что находятся на дисках, которые давались вместе с оборудованием при покупке.
  • В свойствах Системы (Панель управления) посмотрите, нет ли каких-либо конфликтов.
  • Выключите все энергосберегающие опции, в том числе и заставку экрана (screen saver).
  • Попробуйте в Setup BIOS установить более высокие значения таймингов памяти (то есть, замедлить ее).
  • Поставьте для опций "Video BIOS Casheable" и "Video BIOS Shadow" значения "Disabled".
  • Увеличьте 8 и 16 bit I/O Recovery Time.
  • Удостоверьтесь, что опция "Assign IRQ for VGA" имеет значение "Yes".
  • Уберите все разгоны, если что-либо разогнано. Можно попробовать поднять (НЕМНОГО, на 0.05 – максимум на 0.1 вольт) напряжение процессора.
  • Проверьте работу всех вентиляторов, возможно, что какой-нибудь из них неисправен и система просто перегревается.
  • В BIOS поставьте AGP Aperture size на минимум, выключите AGP2x и AGP4x.
  • Если есть вероятность, что проблема с винчестером, в BIOS принудительно поставьте ему PIO 4 или даже PIO 2 mode.

Если вышеперечисленное не помогает или по каким-то причинам не подходит, то, предположив, что проблема имеет корни в каком-либо неисправном устройстве, можно перейти к более решительным мерам. Удаляем физически из системы все устройства, без которых система может работать. Оставляем только материнскую плату, процессор, память, винчестер и видеокарту. В BIOS отключаем все, что можно: COM и LPT порты, все Power Options, Assign IRQ for USB (не трогаем Assign IRQ for VGA!).

Если проблема не пропала, проверяем все оставшиеся устройства: видеокарту, память, процессор, материнскую плату и винчестер. Наиболее простой способ – установить устройство на другую машину и посмотреть, как оно себя там поведет.

Если же после удаления всех лишних устройств проблема пропала, то надо по очереди ставить удаленные устройства на место и после КАЖДОГО включать систему и проверять "самочувствие". Если проблема в неисправном оборудовании, то, как правило, таким методом ее удается локализовать. Впрочем, далеко не всегда приходится прибегать к столь радикальным мерам, зачастую причина лежит на поверхности, и предположительно проблемное устройство удается вычислить сразу.

Оптимальный способ – проверить теперь его на другой машине, а лучше и не на одной, крайне желательно, чтобы их конфигурации отличались от вашей. Если выяснится, что железка все-таки рабочая, то следует лучше изучить свою машину. Первое, на что стоит обратить внимание, какие слоты с какими делят одно IRQ. Обычно, про это можно узнать из инструкции к материнской плате. Если инструкции нет или лень копаться, то можно сразу попробовать плату в другом слоте. Это не сработает в случае с AGP-видеокартой, в этом случае лучше все-таки выяснить, какой из PCI-слотов делит IRQ с AGP, и посмотреть, что в нем стоит. Кстати, перестановка платы поможет и в том случае, если у Вас неисправен один из слотов.

Однако, встречаются ситуации, когда устройство А физически несовместимо с устройством В, например, из-за недостаточного питания.

В большинстве случаев с этим ничего нельзя поделать, хотя бывают счастливые исключения, когда все приходит в норму после установки более мощного и качественного блока питания, или, как с некоторыми ASUS'скими матерями, когда на матери стоит джампер, с помощью которого можно принудительно увеличить питание AGP-слота.

Если проблема уходит корнями в программное обеспечение, то основные принципы решения такие же: удаление всего, что можно, и постепенная установка обратно с проверкой работоспособности системы после каждой инсталляции. Иногда таким методом выясняются очень интересные закономерности. Например, кто бы мог подумать, что установка программы PGP может привести к сообщению POWER_STAT_FAILURE при выключении машины? Ну и, конечно же, всегда остается радикальный метод – полное удаление старой ОС и чистая установка новой.

В случае возникновения каких-либо проблем с конкретным оборудованием или программным обеспечением, лучшее место, откуда следует начинать поиски решения, – это служба технической поддержки производителя. Можете быть уверены, они свой продукт знают гораздо лучше, чем мы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.