Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand

"Умное копирование"

Команда Edit › Duplicate отличается одной необычной особенностью, которую инженеры фирмы Macromedia назвали Power Duplicate ("Умное копирование"). Команда запоминает все перемещения, повороты и тран с формации, которые претерпевает дубликат или клон, и при следующем обращении воспроизводит эти преобразования для порожденной копии, если только не была снята отметка с оригинала. Рассмотрим, например, как в режиме "умного копирования" можно нарисовать фрагмент кирпичной кладки, (рис. 3.36)

Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand › Рисование › "Умное копирование"
Рис. 3.36. Использование режима "умного копирования"

  • Выберите инструмент Rectangle и нарисуйте строительный элемент в форме прямоугольника;
  • Отметьте прямоугольник;
  • Создайте клон прямоугольника (CTRL + SHIFT + C);
  • Не снимая отметки с клона, передвиньте его по горизонтали и расположите "в стык" с оригиналом, например, с правой стороны. Передвигать можно любым способом – используя указатель или стрелочные клавиши. Имеет значение только финальное положение клона. Все промежуточные положения будут забыты, если не снимать отметки с клона.
  • После того как будет достигнуто требуемое положение клона, выполните команду Edit › Duplicate (CTRL + D). Программа запомнит относительное перемещение клона и воспроизведет его для новой копии;
  • Повторяйте команду до тех пор, пока не будет сложен ряд кладки.

Режим "умного копирования" незаменим при построении различных регулярных структур: сеток, решеток, повторяющихся узоров и т. п. В этом режиме программа запоминает не только линейные перемещения копий и клонов, но и их повороты. Рассмотрим, как в режиме "умного копирования" можно расставить окружности по окончаниям правильной 12-лучевой звезды (рис. 3.37) без расчетов, вызова дополнительных палитр и числовых преобразований. Пользователь должен только создать клон и выполнить вручную первый шаг. Программа запомнит его действия и по команде Edit › Duplicate повторит их для всех новых копий. Итак, вам следует:

  • Выбрать указатель и вытянуть из размерных линеек горизонтальную и вертикальную направляющие;
  • Выбрать инструмент Polygon и настроить его на рисование звезды с 12 лучами;
  • Удерживая клавишу SHIFT, растянуть звезду из точки пересечения направляющих;
  • Выбрать инструмент для рисования овалов, установить курсор на вершине верхнего луча и, удерживая ALT и SHIFT, растянуть окружность;
  • Создать клон окружности (CTRL + SHIFT + C);
  • Дважды щелкнуть указателем по окружности и вызвать трансформационные маркеры;
  • Зацепить маркер, обозначающий центр вращения, и совместить его с пересечением направляющих;
  • Повернуть указателем окружность до совпадения ее центра с острием соседнего луча;
  • Выполнить команду Edit › Duplicate (CTRL + D) десять раз подряд и поместить копии окружностей на вершинах лучей звезды.

"Умное копирование" можно использовать в связке с указателем. Напомним, что перемещение объектов при нажатой клавише ALT порождает их копии. Программа запоминает сдвиги и повороты копии, созданной таким способом. Если, не снимая отметку с копии, выполнить команду Edit › Duplicate, то следующая копия повторит все трансформации (сдвиги и повороты) предыдущей.

Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand › Рисование › "Умное копирование"
Рис. 3.37. Поворот в режиме "умного копирования"

Рассмотрим более сложный пример умного копирования, когда запоминаются не только перемещения и повороты, но и изменения масштаба фигуры. Пусть требуется нарисовать изображение раковины морского моллюска (рис. 3.38).

Иллюстрированный самоучитель по Macromedia FreeHand › Рисование › "Умное копирование"
Рис. 3.38. Сложное преобразование с помощью "умного копирования"

Для этого необходимо:

  • Нарисовать инструментом Реn образующую фигуру рисунка. Получить такой простой замкнутый контур можно многими разными способами, например, четыре раза щелкнуть пером и нарисовать треугольник (четвертый щелчок делается в стартовой точке и замыкает фигуру);
  • Выбрать указатель и при нажатой клавише ALT превратить две стороны треугольника в кривые. Отрегулировать указателем поведение касательных, при этом особое внимание следует уделить верхнему левому узлу. Должна получиться образующая фигура спирали, примерная форма которой показана на рисунке Б;
  • Совместить начало координат с нижним узлом образующей;
  • Не снимая отметки с образующей фигуры, создать клон (CTRL + ALT + C); Вызвать палитру Transform (CTRL + M). С помощью палитры надо повернуть клон фигуры и сжать его. Перейти в режим палитры Rotate и задать нулевые значения для центра вращения (поля х, у) и отрицательный угол поворота, равный примерно 20 градусам. Угол зависит от размеров фигуры, поэтому это значение надо рассматривать как ориентировочное. Щелкнуть по кнопке Rotate и выполнить поворот;
  • Перейти в режим палитры Scale, отметить переключатель Uniform, ввести коэффициент масштабирования, равный примерно 95 процентам, задать нулевые координаты центра масштабирования, убедиться в том, что отключены все остальные переключатели, и щелчком по кнопке Scale привести преобразование в действие. Результат должен быть похож на рисунок В;
  • Если с клона фигуры отметка не снималась, то команда "умного копирования" запомнила цепочку преобразований, и теперь, нажав несколько раз подряд CTRL + D, можно создать заготовку для раковины моллюска (рис. 3.38 Г).

Важно
В режиме "умного копирования" можно запомнить и воспроизвести на дубликатах любые преобразования, которые выполняются при помощи палитры Transform
.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.