Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Операции с формой объектов

Стрелка формы

Стрелочка формы Shape (F10)Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов предназначена для работы с узелками и касательными. С объектом как целым она либо вовсе не работает, либо работает весьма неохотно, спустя рукава.

Впрочем, когда мы имеем дело со стандартными фигурами, не дающими доступа к касательным, стрелка формы мало что может поделать. А вот с произвольными линиями она может сделать абсолютно все.

Чтобы получить доступ к форме кривой, требуется сначала щелкнуть по ней стрелкой Shape, чтобы ее выделить. Вам будут показаны все узелки этой линии (квадратик вокруг начального узелка будет чуть больше остальных).

Даже если линия комбинированная (состоит из нескольких отдельных линий и фигур, объединенных в одно целое), все равно все узелки ее будут показаны.

Теперь, взявшись за линию, вы сможете сдвигать ее (курсор будет выглядеть вот так: Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов), взявшись за узелок (курсор меняется: Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов), сможете перетаскивать его, а взявшись за касательную – менять кривизну линии. Как и в Фотошопе, у текущего узелка нам всегда показывают обе касательные, а у соседних – по одной. Чтобы удалить ненужный узелок, щелкните по нему дважды или воспользуйтесь этой кнопкой Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов на панели настроек.

Чтобы создать узелок, дважды щелкните по линии или один раз по этой кнопке. В последнем случае узелок создается посредине между данной точкой и предыдущей (если не знаете, какой узелок предыдущий, а какой следующий, вспомните, что начальный узелок – несколько больше других).

Иногда требуется выделить несколько узелков (например, вы хотите выровнять узелки по вертикали или горизонтали или же вам надо перетаскивать их вместе). Можно растянуть рамочку вокруг нужных вам узелков. Или пощелкать по ним с нажатой клавишей SHIFT. Выделенные таким образом узелки станут не белыми, а черными, и квадратики будут размером побольше.

Если теперь нажать Del, то все выделенные узелки исчезнут, а если потащить их мышкой, поедут все вместе, дружной семейкой.

При наличии выделенного узелка вы сможете перейти к следующему по нажатию клавиши Tab, а к предыдущему – по SHIFT + Tab. Этой возможностью удобно пользоваться, когда в одной точке друг над другом лежит несколько узелков и вы не очень понимаете, кого выделили.

А если выделено несколько узелков, то по Tab и SHIFT + Tab выделение будет перемещаться прямо вот такой группой.

Чтобы снять выделение с узелка, щелкните по-другому узелку (он выделится) или по любому свободному месту на линии.

Выделить все узелки поможет эта кнопка на панели настроек стрелки Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов Shape. Годится также двойной щелчок по самой кнопке Shape или же однократный щелчок по линии при нажатых клавишах SHIFT и CTRL. Когда выделены все узелки, стрелочка будет перетаскивать их все вместе – то есть будет двигаться сразу вся линия, а клавиша Del удалит линию целиком.

Все очень славно, но мне лично не хватает удобной фотошоповской возможности потащить касательную с клавишей CTRL, отчего она теряет жесткую связь с противоположной касательной того же узелка и начинает двигаться отдельно (кривая из гладкой становится изломанной). Corel на это не согласен. Он предлагает нам сначала в явном виде дать указание о преобразовании узла из одного типа в другой.

Преобразования узлов и линий

Узелки на кривых Безье могут быть трех типов – гладкие (Smooth), симметричные (Symmetrical) и с изломом (Cusp).

У гладких узлов касательные всегда лежат на одной линии, у симметричных тоже, но тут обе касательные еще и равны между собой (и двигаются только вместе). В точке излома касательные полностью независимы друг от друга.

Встречается еще один тип узелка, в принципе не имеющий касательных – угловой, соединяющий отрезки прямых. Именно такого типа узлы получаются при рисовании ломаных линий или при переводе стандартной фигуры, вроде квадрата, в кривые. (Но в наших силах будет превратить прямую в кривую тогда и касательные появятся.)

Преобразования узлов из одного типа в другой можно делать через меню Arrange или контекстное. Есть для этого и кнопки на панели настроек стрелочки Shape. Меню (особенно контекстным) пользоваться удобнее, потому что они доступны при работе с любым рисующим инструментом, а не только со стрелкой выбора.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов Команда Symmetrical преобразует гладкий узел в симметричный. Если узел не гладкий, то не доступны ни кнопка, ни команда в меню.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов Команда Smooth, наоборот, преобразует симметричный узел в гладкий. Эта же команда преобразуют точку излома в гладкий узелок. Недоступна, когда выбран угловой узел.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › CorelDRAW › Операции с формой объектов Команда Cusp преобразует гладкую кривую в точку излома. Именно это происходит в Фотошопе при перетаскивании касательной с клавишей CTRL. Для преобразования угла в нормальный узел мы должны превратить прямую в кривую этой кнопкой или командой То Curve в контекстном меню. Из угла всегда сначала создается точка излома. А дальше вы уже сами можете решать, что с ней делать.

Есть в нашем распоряжении и обратная команда – То Line, которая превращает сегмент кривой в отрезок прямой.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.