Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Общие сведения о кодировании звука

Прежде чем начинать разговор о программе Sound Forge (кстати, название переводится как "кузница звуков"), я хотел бы напомнить вам некоторые основные понятия, относящиеся к параметрам звуковых файлов, чтобы вы могли "ковать" их с полным понимание того, что делаете.

Помнится, в "Самоучителе работы на компьютере. Начинаем с Windows" я рассказывал о том, что такое частота дискретизации и глубина оцифровки, даже картиночку рисовал. Однако есть у меня такое смутное подозрение, что не все читатели этой книги читали ту. И другое есть у меня смутное подозрение: не все, кто читал тот самоучитель, сохранили в памяти мой тогдашний рассказ и помнят мою тамошнюю картиночку. Если к вам мои смутные подозрения никакого отношения не имеют, можете через эту главу перескочить.

Звук в природе имеет непрерывную (аналоговую) форму. Если мы посмотрим на осциллографе (если, конечно найдем в природе осциллограф!) сигнал, который идет с микрофона или с гитарного звукоснимателя, то увидим плавную кривую сложной формы. Сколько бы мы ни увеличивали масштаб изображения, кривая остается плавной, непрерывной.

Но компьютер с аналоговыми сигналами не работает, ему непременно требуется перевести их в цифровую форму, чем, собственно говоря, и занимаются звуковые карты наших компьютеров. Точнее, их аналого-цифровые преобразователи (АЦП).

Цифровой сигнал – это всегда некоторое приближенное и упрощенное представление аналогового. АЦП через определенные интервалы времени измеряет уровень сигнала на входе и записывает полученное число на диск. Последовательность этих чисел и составляет звуковой файл (wav-файл).

Понятно, что чем чаще измеряется уровень на входе (то есть чем чаще идут вертикальные линии на рисунке 3.1), тем точнее цифровой сигнал воспроизводит форму аналогового. Этот параметр и есть частота дискретизации.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Общие сведения о кодировании звука
Рис. 3.1. Оцифровка аналогового сигнала

Такая же ситуация и с уровнями сигналов – чем чаще идут горизонтальные линии, тем точнее узелки попадают на кривую. Но компьютер может записать напряжение на входе звуковой карты только с определенной точностью, зависящей от размеров числа, которым может быть представлена громкость. Если для этого отводится 1 байт (8 бит), – это одна точность (256 горизонтальных линий), если 2 байта (16 бит), – совсем другая (65 536 линий), а если 4 байта (64 бита, 18 446 744 073 709 551 616 линий), то уж совершенно и несравненно другая. Вот этот параметр и называется глубиной звука (bit rate).

На аудиодисках (обычных компактах с музыкой) частота дискретизации всегда 44.1 кГц (вдвое выше того, что может слышать человеческое ухо), а глубина звука 16 бит (2 байта). Таково же наивысшее качество звука большинства звуковых карт. Но профессиональные и даже полупрофессиональные карты нового стандарта могут писать и с частотой 96 кГц, глубину звука иметь 4-байтную и даже выше, что обеспечивает супервысокое качество сигнала, а главное – минимум специфических цифровых искажений при его обработке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.