Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Ревербератор, эхо, задержка

Обработки, о которых пойдет речь в этой главе, имитируют размещение источника звука в пространстве – воспроизводят отражение звука от стен в помещениях разного размера и геометрии, создают эхо. Голый и скучный звук помещается в некоторый объем, отчего он становится интереснее, богаче. Многие начинающие (да и не только начинающие) страшно перебарщивают с реверберацией и эхом. Считается почему-то, что много реверберации – это лучше, чем мало. Типа круче.

Кому-то даже кажется, что "ведро ревера" как-то возвышает исполнителя, заодно скрывая некоторые недостатки его вокала. На деле, вылив это самое ведро, вы получаете просто недостаточно четкий и недостаточно живой звук, неконкретный и без "мяса".

Впрочем, все это – дело вкуса и опыта. Нравится много ревера – делаете много. Нравится две столовых ложки соли на тарелку бульона – солите. Но сами же это и ешьте.

Обработки из этой группы не только окрашивают звук, но и помогают разместить в пространстве разные партии при ансамблевом исполнении.

Дело в том, что одной только расстановки инструментов по панораме не всегда достаточно для получения ясной картины звука. Я уже говорил, что иногда требуется развести инструменты по частотам, используя эквалайзер. Но есть и еще одна тонкая возможность – кого-то поставить подальше от слушателя, немного размазав звук с помощью задержки или реверберации, а кого-то, наоборот, вывести на передний план, сделав звук более конкретным и четким.

Важно только представлять себе общую картину расположения музыкантов, не помещать вокалиста в огромный собор или на стадион, если гитарист располагается в небольшом концертном зале.

Ревербератор

Ревербератор сидит в меню эффектов – команда Reverb (см. рис. 3.24). Вверху этого диалогового окна вы найдете изрядный список пресетов: Bright Hall (зал с ярким звуком), Cathedral (собор), Medium Hall и Small Hall (средний п малый зал), Long Hall и Very Long Hall (длинный зал и очень длинный зал), Medium Room (средних размеров комната), Metal Tank (металлическая цистерна) и так Далее.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Ревербератор, эхо, задержка
Рис. 3.24. Ревебратор

Движок Decay time (время затухания) задает длительность эффекта реверберации – время, за которое отраженный звук сходит практически до нуля. Для помещения размером с комнату время затухания составляет обычно менее секунды. Чем больше помещение, тем длиннее этот хвост.

В самом низу находится пара движков для исключения из обработки басов и высоких частот. Движок Attenuate bass freqs .below позволит выбрать граничную частоту для басов, Attenuate high freqs .above – для высоких частот. Иной раз случается, что самые низкие или, наоборот, высокие звуки плохо звучат после реверберации: гудят, свистят и прочий вносят непорядок. Вот тут вы их – пап!..

На первых порах я бы посоветовал вам слушать, как работают пресеты и внимательно смотреть, какими настройками достигается тот или иной результат. Так вам проще будет научиться сознательно управлять ревербератором. А там, глядишь, и сами станете делать пресеты…

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.