Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Обработка звука. Громкость и панорама.

На графике вы видите, как я выстраиваю плавный уход звука из центра панорамы вправо. Все правила работы с кривой такие же, как и при построении кривой громкости: огибающая она и есть огибающая. Если бы вместо кривой я оставил прямую, параллельную горизонту, сместив ее вниз, вышел бы просто сдвиг звука в выделенном фрагменте вправо.

Обратите внимание на список Process mode (режим работы). В данном случае там написано Pan (preserve stereo separation), что переводится как "изменить панораму, сохраняя разделение каналов". Но представьте себе, что запись, улучшением которой вы решили заняться, происходила с двух независимых источников, скажем, с микрофона и гитарного звукоснимателя. Содержимое левого и правого каналов в этой ситуации окажется совершенно различным – слева только гитара, справа только голос (или наоборот). Ситуация эта воспринимается нами однозначно: мы слышим гитару точно слева, а голос точно справа. И сколько ни меняй громкость одного из каналов, в другом этот звук не появится – гитара или голос будут становиться тише, но в пространстве смещаться не станут.

Что же делать?

Надо несколько перемешать каналы между собой, чтобы гитара из левого канала хотя бы частично проникла в правый канал, и наоборот, голос из правого канала попал и в левый. Для этого достаточно просто перейти в режим Pan (mix channels before panning) (перед изменением панорамы смешать каналы).

Для пользователя настройка ничем не отличается от описанной выше. Надо только помнить, что звук при смешивании становится громче (за счет сложения громкостей по каналам). Но на это есть у нас движок выходного уровня (Output gain).

Конечно, о настоящем выстраивании панорамы стереозвука для большого количества инструментов в SF говорить не приходится. Тут у нас всего два канала, и не более того. Вот когда мы будем говорить о многодорожечных программах (секвенсорах), вы увидите, как все это делается.

Так что каждый пусть занимается своим делом, а вместе, бог даст, выйдет что-то путное.

Есть другая задача, которой с успехом может заниматься команда Pan/Expand. В режиме Stereo expand она может расширить стереобазу – сильнее развести инструменты по панораме (в некоторых бытовых музыкальных центрах делают специальную кнопочку для расширения стереобазы – стереоэффект становится заметен даже без наушников). Или, наоборот, сжать стерео-базу – сдвинуть инструменты ближе к центру.

Когда вы переходите в этот режим, меняется содержание вертикальной оси координат на графике. Вместо Left – Center – Right там оказывается написано Wide (шире) – Normal (нормально, как было) – Center (к центру). Меняется и смысл огибающей: смещая ее вниз, мы получим сужение стереобазы, смещая верх – расширение.

Правда, когда расширяете или сужаете слишком уж сильно, эффект может оказаться немного странным. Ну, так и не задвигайте кривую слишком вниз или вверх.

Преобразования стерео – моно – стерео

В меню Process есть команда Channel Converter (преобразователь каналов), которая поможет сделать из стереофайла моно, и наоборот (см. рис. 3.20).

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Sound Forge › Обработка звука. Громкость и панорама.
Рис. 3.20. Преобразователь каналов

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.