Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки

Лад и тональность

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19).

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

  • I ступень – тоника (Т);
  • II ступень – нисходящий вводный звук;
  • III ступень – медианта;
  • IV ступень – субдоминанта (S);
  • V ступень – доминанта (D);
  • VI ступень – субмедианта;
  • VII ступень – восходящий вводный звук.

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.19. Мажорная гамма

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие – основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада – неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (рис. 1.20).

Наиболее острые тяготения – полутоновые.

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.20. Ладовые тяготения

Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями – чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21.

Иллюстрированный самоучитель по основам компьютерной музыки › Основы гармонии и теории музыки › Лад и тональность
Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.