Иллюстрированный самоучитель по Adobe Illustrator 10

Цветовые модели и цветовой охват. Цветовая модель RGB.

Мир, окружающий человека, воспринимается по большей части цветным. Цвет имеет не только информационную, но и эмоциональную составляющую. Человеческий глаз – очень тонкий инструмент, но, к сожалению, восприятие цвета субъективно. Очень трудно передать другому человеку свое ощущение цвета.

Вместе с тем для многих отраслей производства, в том числе для полиграфии и компьютерных технологий, необходимы более объективные способы описания и обработки цвета. Для этого разработаны многочисленные цветовые модели, описывающие тот или иной набор параметров.

В программе Adobe Illustrator для присвоения цветовых параметров объектам можно использовать несколько цветовых моделей, в зависимости от задачи. Эти модели различаются по принципам описания единого цветового пространства, существующего в объективном мире.

Цветовая модель RGB

Множество цветов видны оттого, что объекты, их излучающие, светятся. К таким цветам можно отнести, например, белый свет ("божий свет"), цвета на экранах телевизора, монитора, кино – и слайд – проекторов и т. д. Цветов огромное количество, но из них выделено только три, которые считаются основными (первичными): это – красный, зеленый и синий.

При смешении двух основных цветов результирующий цвет осветляется: из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего – голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета, образуется белый. Такая модель цвета является аддитивной.

Модель, в основе которой лежат указанные цвета, носит название цветовой модели RGB – по первым буквам английских слов Red (Красный), Green (Зеленый) и Blue (Синий).

Эту модель можно представить в виде трехмерной системы координат. Каждая координата отражает вклад соответствующей составляющей в конкретный цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается некий куб, внутри которого и "находятся" все цвета, образуя цветовое пространство.

Важно отметить особые точки и линии этой модели.

  • Начало координат. В этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, а это равносильно темноте; следовательно, начало координат – это точка черного цвета.
  • Точка, ближайшая к зрителю. В данной точке все составляющие имеют максимальное значение, что означает белый цвет.
  • Диагональ куба. На линии, соединяющей начало координат и точку, ближайшую к зрителю, располагаются серые оттенки: от черного до белого. Это происходит потому, – что все три составляющих одинаковы и располагаются в диапазоне от нуля до максимального значения. Этот диапазон иначе называют серой шкалой (Grayscale). В компьютерных технологиях сейчас чаще всего используются 256 градаций (оттенков) серого. Хотя некоторые сканеры имеют возможность кодировать 1024 оттенка серого и больше.
  • Три вершины куба обозначают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов.

Увидеть и определить цвета и параметры этой модели можно на палитре Color (Синтез). Более подробную информацию о палитре см. в главе 7.

Эта модель, конечно, не совсем привычна для художника или дизайнера, но ее необходимо принять и разобраться в ней вследствие того, что с этой моделью работают сканер и экран монитора – два важнейших звена в обработке цветовой информации.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.