Меню "Инструменты"
По умолчанию указана система RGB. Это и понятно: мы работали на мониторе и все цвета выбирали по тому, как они представлены нашим дисплеем. Строка с цветами RGB озаглавлена. Composite RGB (Составные цвета RGB). Эти цвета не представлены на просмотр хотя бы по той причине, что они действительно составные и должны показываться как сумма трех цветов в различных пропорциях. Тем более что никакого конкретного цвета мы не выбрали.
Вторая строчка представления – Process colors (CMYK) – Цвета печати (CMYK). Это действительно цвета обработанные, типографские, потому что система CMYK рассчитана для печати. Здесь цвета выбираются не только из трех возможных, но и к каждому (теоретически, да и практически) добавляется некоторая доля черного цвета.
Следующая опция – Spot color(s) – Плашечные цвета. Это цвета в одну краску, которые широко применяются в верстальных программах, потому что распространены в полиграфии.
О плашечных цветах в верстальных программах (и в полиграфии) мы немного говорили в главе о цветовых системах.
Следующая строчка – Single color publication (Одноцветная публикация). И последняя из этого поля – Process color (CMYK) plus Spot color(s) – Составные цвета CMYK и Плашечные цвета.
В среднем окне просмотра рядом с кнопками добавления, удаления или изменения цветов появляются выбранные плашечные цвета. В нижнем окне показан Color to be used in publication (Цвет для использования в публикации).
На этом диалог исчерпан. Переходим на другую опцию подменю.
Это Trapping (Треппинг) с подменю, где две опции – Preferences… (Предпочтения…) и Per Object Trapping… (Треппинг для объектов…).
Пока отвлечемся на то, чтобы немного поговорить о том, что такое Треппинг.
В целом, да и по смыслу, это понятие обозначает сведение гнетов. В цветной печати треппинг существует для улучшенной печати цветных элементов и подбирается в программах верстки.
Речь идет, собственно, о некачественном наложении красок одна на другую. Печать в четырех цветах (CMYK, полноцветная печать) предполагает идеально точную прогонку одного и того же листа через четыре стадии печати – сначала одним цветом, потом другим, третьим…
В итоге треппинг, сведение цветов получается безобразным. Часто вы видите некачественную цветную печать, и виновата в ней, при всех других, возможно, идеальных параметрах, неправильная система сведения цветов, то есть треппинг. Из-за неправильного и неточного сведения цветов по краям рисунка вы наблюдаете нечто вроде дополнительного контура, часто радужного.
Ошибки наложения красок можно частично и даже в достаточно большой степени компенсировать в опции Треппинг. На бумагу, точность ее движения в станке влияют не только установки, точность которых, допустим, высокая. При печати станок все равно каким-то образом смещает бумагу из-за вибрации, влажности воздуха в помещении цеха, температуры… Несмотря на то, что вы собираетесь печатать журнал или книгу на станке высокого качества, вы не застрахованы от ошибок при наложении красок. Любой способ – штамповка, литография, шелкография, офсетная печать – может подвести вас в сведении цветов.
Большие цветные изображения меньше подвержены ошибкам, чем мелкие, где требования качества фактически те же (к примеру, плакат и листовка с одинаковым рисунком: плакат на том же станке выйдет гораздо качественней).
Проверку сведения цветов осуществляют цветоделением.
То есть практически всегда необходимы пробы, прежде чем документ пойдет в тираж.
Принцип Треппинга незыблем: для более точного наложения цветов применяется небольшое растяжение светлых объектов.
От самого светлого объекта оператор движется к менее светлому и так до самого темного.
Таким образом на границе между светлым и темным объектом должна фактически появиться лишняя светлая полоса, которая при наложении цветов скрадывается более темным цветом. Это так называемый простой Треппинг, или Треппинг с растяжением.
В первом случае растяжение совсем небольшое, во втором существенное. Однако при печати по результату трудно выяснить, какой из двух методов треппинга применялся. Если, конечно, печать получается качественной.
Применяется и такой метод (это касается достаточно правильных объектов, особенно если они расположены на разных слоях): часть более темного объекта, лежащего внизу, обрезается по размеру верхнего, более светлого, причем верхний объект слегка растягивается. Этот метод называется вытеснением.
Есть еще Треппинг с наложением. Это когда краски нижнего и верхнего объектов смешиваются.
Правда, при этом получается третья краска, которая часто нежелательна и вносит в изображение мешающий эффект.
Впрочем, иногда это же самое обстоятельство может привести к оригинальным и непредсказуемым результатам, от чего качество не только не страдает, но и выигрывает.
Но обратимся к первой опции подменю Треппинга – Preferences… (Предпочтения…).
Рис. 34. Диалог Preferences (для Треппинга)