Иллюстрированный самоучитель по цифровой фотографии

Баланс белого цвета

За исключением вышеперечисленных цветовых шумов, алгоритм ликвидации "эффекта мозаики" справляется с задачей правильной цветопередачи. Однако существуют обстоятельства, затрудняющие этот процесс.

Примечание
Цветовая температура– величина, характеризующая спектральный состав излучения источника света, измеряется в Кельвинах. Чем меньше цветовая температура, тем больше красноватых тонов содержится в спектре излучения, для высокой цветовой температуры характерны синеватые оттенки
.

Яркий солнечный свет воспринимается человеком как наиболее естественный. А вот свет, генерируемый лампами накаливания, более "теплый", то есть содержит больше красных тонов. В то же время флуоресцентное освещение отличается избытком синих тонов и поэтому кажется "холодным". В процессе фотографирования пользователь не замечает отклонений цветовой температуры, так как подсознательно "подстраивает" свое восприятие под условия съемки. Однако при просмотре кадров смещение цветов отчетливо проявляется – фотографии, отснятые внутри помещения, имеют уклон в сторону "теплых" либо "холодных" тонов (в зависимости от типа освещения).

Для сведения к минимуму этого негативного явления используется процедура настройки баланса белого цвета.

Примечание
Баланс белого – процедура, выполняемая встроенным программным обеспечением фотоаппарата при создании файла с изображением. Заключается в приведении цветовой гаммы снимка к наиболее естественному для человеческого зрения виду
.

В профессиональных камерах специальный датчик определяет среднюю длину волны света, попадающего в объектив (иногда этот датчик вынесен на переднюю стенку корпуса), и все дальнейшие расчеты цвета ведутся с учетом этого значения. В любительских камерах вычисляются средние значения для каждого из основных цветов, затем производится необходимая корректировка.

В большинстве случаев автоматика камеры справляется с расчетом цветового баланса изображения. Однако в некоторых случаях требуется определенная "подсказка" со стороны пользователя. Она заключается в том, что фотограф предварительно указывает условия съемки, а дальнейшие расчеты цветовой температуры ведутся с учетом этих данных. Наиболее распространены следующие предустановленные значения:

  • "Солнечно" (Sunny) – съемка на улице в ясный солнечный день.
  • "Облачно" (Cloudy) – съемка на улице при облачной погоде (уменьшенный уровень ультрафиолетовых лучей по сравнению с предыдущим пунктом).
  • "Лампы накаливания" (Incandescent) – съемка в помещении, освещение лампами накаливания.
  • "Флуоресцентный свет" (Fluorescent) – съемка в помещении, освещение флуоресцентными лампами.

Альтернативным вариантом, чаще встречаемым в полупрофессиональных и профессиональных камерах, является указывание цветовой температуры освещения в Кельвинах, как правило, от 3000 до 7500 К.

Однако при смешанном освещении, например съемке в помещении, освещаемом одновременно сквозь окна солнечными лучами и с потолка лампами накаливания, даже предустановленные значения не могут помочь. В таком случае для корректной цветопередачи некоторые камеры снабжены функцией баланса белого по эталону. При использовании этой функции пользователь наводит камеру на эталон белого, в качестве которого может использоваться обычный лист бумаги, и фиксирует это значение – либо выбором соответствующего пункта меню, либо нажатием специально выделенной кнопки камеры. Чаще всего эта функция применяется при съемке в студии, когда фотограф имеет достаточно времени на подготовку к фотографированию.

Использование вспышки позволяет выправить цветовую температуру даже без предустановленных значений цветовой температуры. Более того, при установке баланса белого по эталону использование вспышки приводит, как правило, к сильному смещению в область "холодных" тонов.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.