Хранение. Выбор носителя.
На первый взгляд, такой вопрос звучит довольно бессмысленно. "Разумеется, печатать!" – скажет большинство читателей. Вот тут-то и начинается проблема выбора – какие печатать кадры (ретушированные с помощью ПО или исходные), какого размера, на каком принтере? Или лучше возложить эту задачу на специализированное ателье? И как хранить электронные "негативы"? На все эти вопросы призвана ответить данная глава.
Предположим, кадры переписаны в компьютер и располагаются в одном из каталогов емкого (или не очень) жесткого диска. Сразу же возникает соблазн там их и оставить, но идею эту необходимо решительно забраковать.
Несмотря на довольно высокую надежность жестких дисков, их поломки все-таки пока еще распространенное явление. К ним следует добавить гораздо более распространенную напасть – компьютерные вирусы, чье деструктивное воздействие подчас более пагубно для данных, чем выход из строя оборудования. Не стоит забывать и о человеческом факторе – способности пользователя непреднамеренно уничтожать наиболее важную для себя информацию.
Таким образом, жесткий диск на роль кляссера для цифровых "негативов" решительно не годится. Что же следует выбрать для этой роли рядовому пользователю?
Выбор поражает многообразием. В первую очередь вспоминаются наиболее проверенные временем средства резервного копирования.
Раньше всех нашли применение в компьютерах слегка модифицированные кассеты цифровой аудиозаписи стандарта DAT (Digital Audio Tape). Устройство, использующее их, именуется стример (streamer) и обеспечивает довольно высокую емкость хранения при разумной цене. Разумеется, при необходимости устаревшую информацию можно стереть и записать новые данные. Основной недостаток данного носителя – чувствительность к электромагнитным полям, возможность "шелушения" магнитного слоя на поверхности ленты (от времени и от контакта со считывающими головками), а также невыносимо долгий процесс записи и считывания данных.
Затем популярность приобрели емкие магнитооптические (МО) накопители, в которых считывание данных происходит так же, как при использовании компакт-дисков (с помощью лазера), а при записи нагретый лазером поверхностный слой меняет свои оптические характеристики под воздействием магнитного поля. При этом пользователь может в любой момент обновить данные, так как МО-диск перезаписываемый. По сравнению с кассетами стримера эти диски меньше подвержены влиянию электромагнитных полей и не имеют "шелушащихся" поверхностей. Ну а скорость доступа выше на два порядка. Примерно настолько же выше и цена.
При всей непохожести стримеров и магнитооптики между ними есть общий признак – оба носителя являются довольно экзотичными для среднестатистического пользователя ПК. Кроме того, существуют разные и часто несовместимые стандарты как стримеров, так и магнитооптики. Поэтому фотограф, отснявший серию удачных кадров, конечно, может записать их на кассету или МО-диск. Но вот если он с этими носителями направится в гости для демонстрации там снимков на экране компьютера, то, скорее всего, его ждет неудача.
Конечно, в последние годы появились и другие типы носителей. Наиболее известны дискеты стандарта Zip емкостью 100 и 250 Мбайт. Дисководы для них бывают как во внутреннем, так и во внешнем исполнении (с подключением через параллельный, SCSI- и USB-порт). Однако, будучи прямым наследником обычных дискет 3.5 дюйма, Zip-дискеты унаследовали все их недостатки. Среди них – высокая чувствительность к магнитным полям и загрязнению рабочей поверхности, а также подверженность к "старению" и механическим повреждениям поверхностного слоя. К прочим минусам следует отнести неоправданно высокую цену дискет и, опять-таки, недостаточную распространенность дисководов.
А вот привод CD-ROM установлен практически в каждом компьютере, да и стандарт у них единый. Поэтому риск оказаться "непонятым" при этом сведен к нулю. Возникает лишь вопрос – как поместить данные на компакт-диск.
Устройства для записи дисков CD-R (без возможности перезаписи) существуют довольно давно, но только в последние три года они приобрели широкую популярность. Причиной тому стало сильное снижение цен как на "болванки" (так порой называют СВ-К-"заготовки"), так и на устройства записи (CD-recorder). Однако еще один момент, часто упускаемый из виду, – определенный сдвиг в психологии пользователя.
Если раньше пользователя привлекала в компьютерных носителях информации возможность периодического обновления данных, то теперь приоритет за их сохранностью. Выяснилось, что проще сохранить все, чтобы потом использовать только необходимое. Как это ни странно, но именно такой же принцип исповедует большинство профессиональных фотографов при хранении негативов.
Таким образом, диски CD-R с их стопроцентной совместимостью с подавляющим большинством компьютеров и высокой толерантностью к условиям хранения являются идеальным претендентом на роль "хранилища цифровых негативов", обеспечивая при этом высокую скорость доступа к снимкам. А низкая стоимость "болванок" отлично компенсирует невозможность обновить данные. Ну а если по каким-то причинам информацию все-таки хочется регулярно перезаписывать, то достаточно использовать немного другой тип носителей, CD-RW. Правда, при этом ограничивается совместимость с обычными приводами CD-ROM – старые модели "не понимают" такой тип дисков.