Определение необходимой экспозиции
Фотографии, представленные на рис. 9.6 и 9.7, – это удачные примеры сцен, требующих большего диапазона экспозиций, чем могут обеспечить современные цифровые (да и пленочные) фотоаппараты. Как это ни странно, однако получить хорошую фотографию на расположенном неподалеку поле для игры в гольф оказалось совсем непросто. На рис. 9.6 представлены результаты измерения экспозиции в нижней части кадра, в результате небо оказалось размытым. При другой съемке, представленной на рис. 9.7, экспозиция была задана по небу, из-за чего все изображение в целом оказалось темным.
Рис. 9.6. Результаты измерения экспозиции в нижней части кадра
Рис. 9.7. Результаты измерения экспозиции по небу
Если существует возможность выбора времени и места съемки, обязательно ответьте на следующий вопрос: достаточно ли текущих условий освещения для того, чтобы получить фотографию с хорошей экспозицией, или же для этого необходимо другое время суток или вообще место съемки? Порой вам не будет оставаться ничего другого, как просто фотографировать. Однако если у вас есть возможность, подбирайте время суток таким образом, чтобы освещение работало на вас, а не против вас.
В случае очень широкого диапазона экспозиций (см. фотографии, представленные на рис. 9.6 и 9.7) неплохих результатов можно достичь, скомбинировав две фотографии с помощью графического редактора, например, Adobe Photoshop. Кроме того, для получения подобного эффекта можно использовать специальный нейтральный фильтр, который одевается на объектив фотоаппарата.
2-е заблуждение. Встроенный экспонометр фотоаппарата всегда работает безупречно.
Многие считают, что очень сложные экспонометры, которыми оснащаются современные цифровые фотоаппараты, всегда позволяют получить фотографию с правильно заданной экспозицией. Однако подобное мнение ошибочно! Это не так по целому ряду причин. Во-первых, некоторые сцены настолько сложны, что только человеческий мозг сможет дать им правильную оценку. Наиболее сложными для встроенных экспонометров сценами оказываются "белый объект на ярком фоне" и "черный объект на темном фоне". В качестве примера можно привести белоснежного снеговика, стоящего посреди заснеженного поля, или черную кошку, сидящую на куче угля. Если проанализировать подобные сцены, то можно прийти к выводу, что единственная возможность для цифрового фотоаппарата правильно задать экспозицию – это различить снеговика и кошку и определить, что они являются абсолютно белой и черной фигурой, соответственно.
Вторая причина, по которой встроенный экспонометр может не задавать нужного значения экспозиции, зависит от вас! Как пользователь цифрового фотоаппарата, вы можете просто не совсем корректно использовать все функции экспонометра. Подробнее о применении разных функций экспонометра вы узнаете, овладев приемами 11, 12 и 13.