Работа с семплами в программе WaveLab
Как уже говорилось ранее, мы рассматриваем редактор WaveLab как встроенный редактор Cubase. Но все-таки стоит сказать несколько слов о других возможностях этой программы. Прежде всего, хотелось бы рассмотреть возможности программы в записи и обработке семплов для программных и аппаратных семплеров. Естественно, что работа над любым семплом начинается с его записи. После того как вы настроили программу (о чем говорилось в данной главе), запишите через микрофон или с помощью MIDI звук, из которого вы хотите сделать семпл. Перед вами в окне – графическое изображение записанного звука в формате WAV. В данном случае записан звук виолончели со штрихом спикато. Этот звук (семпл) не тянущийся, как, например, при штрихе легато, такие звуки издают фортепиано, гитара, ударные и другие инструменты. Поэтому при записи такого семпла нет необходимости делать кольцо (Loop). Все, что требуется в данном случае – обработать семпл с помощью мастер-секции (если в этом есть необходимость), предварительно проделав операцию нормализации. Для того чтобы выполнить данную операцию, необходимо:
- Выделить всю область семпла, нажав комбинацию клавиш CTRL + A.
- Дать название семплу и записать его. Маркеры в таких семплах не ставятся.
Если вы хотите создать семпл неограниченной протяженности, запишите звук так же, как в предыдущем случае. Далее вам необходимо определить, какая часть семпла будет зациклена и будет создавать тот самый, протяжный, звук. Для этой цели не подходят начальный этап образования звука (атака) и конечный отрезок (затухание).
Далее:
- Определите среднюю часть звука, которую будете использовать для зацикливания.
- Выделите ее путем протягивания мышкой.
- В меню Sampler выберите команду Crossfade Looper, после чего откроется окно с аналогичным названием.
- Откройте вкладку Loop points, перед вами появится растянутое графическое изображение звука. В первой половине графика – конец петли, во второй – начало петли.
- При воспроизведении петли, скорее всего, будут слышны щелчки, биения и т. п. Такой семпл непригоден для использования.
- Смещая начало и конец петли относительно друг друга, можно найти положение, при котором все неприятные явления исчезнут. Смещать фрагменты можно с помощью протягивания мышкой (нажав левую кнопку) или с помощью кнопок Loop End и Loop Start.
- Нужно добиться, чтобы линии графиков совпали на вертикальной черте поля и обязательно – на линии "0", которая обозначена пунктиром.
- Если вас устраивает звучание петли, нажмите кнопку Apply.
После прослушивания всего семпла на аппаратном или программном семплере вы можете обнаружить нестыковку на границе атаки с зацикленным фрагментом или на стыке зацикленного фрагмента с участком затухания. Для того чтобы исправить эти моменты, нужно:
- Открыть вкладку Crossfade (для первого случая) или Post-XFade (для второго случая).
- Перетащив прозрачные квадратики (маркеры) на границе участков, вы сможете добиться нужного результата.
Надо сказать, что, несмотря на видимую простоту процесса создания семплов, на самом деле все это довольно сложно и трудоемко. Для того чтобы добиться приемлемых результатов, очень часто приходится повторять описанный процесс десятки раз. И иной раз ничего не получается, иногда из-за качества записанного звука, иногда из-за нехватки опыта. Но не расстраивайтесь, сегодня многие фирмы специализируются на производстве пакетов семплов, и почти всегда можно найти то, что вам нужно.
Теперь немного поговорим о самих семплерах. Дело в том, что на сегодняшний день таких приборов существует великое множество, что же выбрать? Аппаратные семплеры – достаточно дорогие устройства, и не каждый может себе позволить иметь их в своей студии. Программные семплеры стоят гораздо дешевле, и, что важно, в последнее время появились такие, которые не уступают по качеству своим "железным" собратьям. Например, VST Sampler, GigaStudio 160, Reality 1.6, а также появившийся недавно Halion. Последний программный семплер читает практически все форматы семплов и достаточно прост в управлении. Конечно, выбор за вами, тем более что все эти семплеры можно использовать в программе Cubase. Вышеуказанные семплеры легко работают в программе Cubase, и их загрузка в нее не представляет никаких трудностей. При загрузке семплеров в программу Cubase нужно только соблюдать определенный порядок. Посмотрим, как это делается на примере GigaStudio 160.
Пока в это окно не загружен ни один семпл. Предположим, что вы знаете в каком MIDI-канале какие должны быть тембры (семплы), если же еще не определились, это можно поправить. Но прежде чем приступить к практической части, необходимо сделать определенные настройки. Дело в том, что в данной программе нет встроенного секвенсора и аудиоредактора, однако мы можем пользоваться внешними. Нажмите на ярлычок Settinds, расположенную в левой части главного окна. Перед вами откроется окно настроек или, если быть точным, вкладка General. В первом поле укажите путь к секвенсору, а в последнем – к аудиоредактору. Мы предлагаем использовать вышеописанные программы Cubase и WaveLab.
Следующая важная настройка осуществляется на вкладке Hardware/Routing. В списке Hardware выберите название карты, с которой вы будете работать, т. е. через которую будет осуществляться выход аудиосигнала. В группе списков MIDI In Ports выберите, с какого MIDI-порта вы будете управлять с помощью MIDI-клавиатуры семплером.
Еще раз следует напомнить, что мы рассматриваем программу GigaStudio 160 как виртуальный дополнительный источник интересных тембров, а не как самостоятельную программу для написания музыки или создания аранжировок.
Если вас интересуют технические возможности этой программы, советуем вам обратиться к книге Р. Петелина и Ю. Петелина "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства". В этой книге достаточно подробно описаны технические характеристики данной программы.
А теперь вернемся к главному окну программы. В верхней части окна находится панель MIDI-каналов. Каждая ячейка имеет свой номер, который соответствует номеру MIDI-канала. Дважды щелкнув мышкой по ячейке, вы вызовете диалоговое окно, из которого можно загрузить необходимый семпл. Прослушать его можно с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры. Виртуальную клавиатуру можно вызвать, если открыть в главном окне вкладку Distributed Wave.
Лучше использовать программу GigaStudio 160 в качестве тон-генератора, меньше будет возникать проблем. А любую обработку звука вы можете осуществить в Cubase, с которым вы уже хорошо знакомы. Сейчас мы хотим вам предложить последовательность или схему, по которой вы можете работать с программой GigaStudio 160 генератором, находясь в пределах виртуальной студии Cubase.
- Откройте GigaStudio 160.
- Откройте Cubase и загрузите в него аранжировку.
- Определитесь, на каких MIDI-каналах вы будете использовать семплы GigaStudio 160.
- Войдите в GigaStudio 160 и назначьте на MIDI-каналах нужные вам тембры (семплы), если необходимо, прослушайте их с помощью MIDI-клавиатуры или виртуальной клавиатуры.
- Вернитесь в Cubase и в списке Output, в инспекторе, укажите выходы программы GigaStudio 160, в списке их будет четыре, они соответствуют Port 1, 2, 3, 4 главного окна программы. (Каждый порт может в себе нести свой банк семплов.)
Вот и все, далее ваши переназначенные треки будут звучать теми тембрами, которые вы выбрали в программе GigaStudio 160.