-
В результате колебания какого-нибудь упругого тела, например струны, металлического листа, деревянной пластины и т. п., возникает волнообразное распространение продольных колебаний воздушной среды, которые называются звуковыми волнами.
-
Ряд звуков, находящихся между собой в определенных звуковых соотношениях, называется звукорядом, а каждый звук в отдельности – ступенью звукоряда. В музыкальной практике, в основном, используются 88 звуков, различаемых по высоте.
-
Для обозначения звуков различной высоты применяются особые знаки – ноты. Ноты записываются на пяти линейках, которые называются нотный стан или нотоносец. Посредством начальной черты пять параллельных линеек объединяются в одну строку. Счет линеек ведется снизу вверх (рис. 1.2). | Рис. 1.2.
-
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метр. | Сильная доля – это ударная доля или более громкая по отношению к слабой доле. | Существуют простые и сложные метры. Простые метры бывают двух видов: двухдольные и трехдольные.
-
Интервал – расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основание, верхний – вершина.
-
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
-
Аккорд – сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие. | Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх. | Трезвучия бывают четырех видов: | мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.3 (рис. 1.31);
-
Все существующие аккорды, как правило, относятся к трем основным гармоническим функциям: Т, S, D (тоническая, субдоминантовая, доминантовая). | К тонической группе аккордов относятся аккорды I, III, VI ступеней, т. к. они имеют по два общих звука с тоническим трезвучием (рис. 1.56). | Рис. 1.56.
-
В музыкальной практике существуют различные способы изложения музыкальной мысли, называемые музыкальным складом. Существует два основных склада: | полифонический склад – все голоса равноправны, и каждому голосу в любой момент может быть поручена мелодическая функция; | гомофонный склад –
-
Доминантсептаккордом называется септаккорд, который построен на V ступени лада и принадлежит к наиболее употребительным диссонирующим аккордам. | Доминантсептаккорд употребляется как в полном, так и в неполном виде.
-
Все вышеперечисленные аккорды могут быть альтерированными, т. е. в этих аккордах может быть изменена любая ступень на хроматический полутон вверх или вниз, за исключением примы и терции в тоническом трезвучии и примы в субдоминанте и доминанте.
-
Простейшее задержание образуется от продления или повторения предыдущего аккордового звука в том же голосе (рис. 1.80). | Рис. 1.80. Задержание | Задержания бывают двойные, тройные, четверные и иногда имеют нетерцовое строение. | На рис. 1.81 приведен пример различных видов задержания. | Рис. 1.81.
-
Для большей наглядности вернемся к рис. 1.60. Функциональная структура известной песенки такова: Т – /Т – /D – /Т – /S – /Т – /D – /Т/. Теперь обратим внимание на первые два такта, в них господствует тоническая функция, можно их оставить без изменения, т. к.
-
Восходящее или нисходящее перемещение мелодического материала называется секвенцией. Первое звено секвенции называется мотивом. Секвенция является простейшим приемом в развитии мелодии. Если секвенция не выходит за пределы начальной тональности, то она называется диатонической (рис. 1.87). | Рис.
-
Блюз имеет огромное значение в развитии современной музыки и музыкальных стилей. Строение блюзового периода отличается от классического. Блюзовые гармоники имеют свой специфический вкус. | Итак, блюзовый период состоит из 12 тактов, т. е. он имеет неквадратное строение.