Блюзовый период и блюзовые последовательности
Блюз имеет огромное значение в развитии современной музыки и музыкальных стилей. Строение блюзового периода отличается от классического. Блюзовые гармоники имеют свой специфический вкус.
Итак, блюзовый период состоит из 12 тактов, т. е. он имеет неквадратное строение.
Ниже приводятся блюзовые последовательности в тональностях до мажор и ля минор, которые вы можете использовать в своей работе, при необходимости транспонируя их в нужную, тональность, благо, что на компьютере это очень просто.
- C/C/C/C/F/F/C/C/G7/G7/C/C/
- C/C/C/C7/F/F/C/C/G7/F7/C/C/
- С7 /F7/C7 /C7 /F7/F7/C7 /C7 /D7/G7/C7 / С7 /
- С7 /F7/C7 /C7 /F7/F7/C7/A7/D7/G7/C7 / С7 /
- С7 /F7/C7 /C7 /F7/F7/C7/A7/Dm7/G7/C7 /Dm7-G7/
- С7 / F7 / С7 / С7 / F7 /Вb7/ С7 / А7 /АЬ7/ F7 / С7/АЬ7 – G7 /
- С7 / F7 / С7 /Gm7 – C7 / F7 / Вb7/ С7 /Em7 – A7 / Dm7/ G7 / Ет7-A7/Dm7 – G7 /
- C7 / F7 / C7 /Gm7 – C7 / F7 / Bb7/ Em7/ A7 / Dm7/ G7 / Em7 – A7/Dm7 – G7 /
- C7 / F7 / C7 /Gm7 – C7 / F7 / F#mrB7 / C7 – B7 / Bbr G7 / Dm7/ G7 – F7 / Em7 – A7 / Dm7 – G7 /
- Fmaj7 / Bm7-E7 / Am7-D7 / Dm7-C7 / F7 / F#dim7 / Em7 – A7 / Ebm7-Ab7 / Dm7 – G7 /Abm7-Db7 / C7 – G7 / Dm7 – G7 /
- Am /Am /Am76 / Am / Dm / Dm/Am / Am/E7 / E7 / Am /Am /
- Am / Dm / Am /Am / Dm / Dm / Am / Am / Em / Fm / E7 / Am /
- Am7 / Dm7 / Am7 / Am7 / Dm7-5 / Dm7 / Am7 / Am7 / Em7 / Fdim / E7 / Am /
- Am7 / Dm7 / Am7 / Am7 / Dm7_5 / Dm7 / Am7 / Am7 / B7 / Bb7-5 / Am / Am /
Приведенные выше блюзовые последовательности могут явиться импульсом к вашему творчеству. Все аккорды, входящие в эти последовательности, могут быть альтерированы или заменены другими аккордами из той же функциональной группы. Вы можете варьировать такты одной последовательности с другой, добиваясь нужного вам результата. Возможна смена аккорда на каждую долю такта и т. д. Как вы уже поняли, количество возможных последовательностей ограничено только вашей фантазией и владением гармоническими средствами.
В приложении 1 приведены гармонические задачи, задачи на гармонизацию мелодии и задачи на гармонизацию баса. Все предложенные задачи преследуют только одну цель, помочь вам в освоении этого непростого предмета. Еще раз хотим вам напомнить основные шаги решения этих задач:
- Проиграйте мелодию или бас на инструменте, внимательно вслушиваясь в нее.
- Определите лад и тональность.
- Определите принадлежность звуков к определенным ладовым функциям. Чем больше у вас образуется вариантов, тем лучше, будет из чего выбирать.
- Определите кадансовые обороты.
- Если перед вами стоит задача гармонизовать мелодию, наметьте сначала басовую линию, если вам необходимо гармонизовать бас – попробуйте (исходя из всего вышесказанного) присочинить к нему мелодию.
- Подставьте средние голоса, исходя из тех правил гармонизации, которые были изложены в данной главе.
На этом глава об элементарной теории музыки и гармонии заканчивается. Конечно, объем данной книги не позволяет полно охватить все разделы этой бесконечной темы, но мы уверены, что начало вашей дружбы с теорией музыки положено, а это значит, что при желании и соответствующей работе ваши знания станут надежнее и глубже.