Главные септаккорды и доминантсептаккорд D7
Таблица 1.3. Основные группы аккордов.
Название группы | Аккорды, входящие в группу |
---|---|
Тоническая (Т) | Т, III, VI, их септаккорды и обращения |
Субдоминантовая (S) | S, II, VI, их септаккорды и обращения |
Доминантовая (D) | D, VII, III, их септаккорды и обращения |
В эти три группы также входят альтерированные аккорды. Наиболее часто, кроме основных аккордов группы, применяется в тонической группе трезвучие VI ступени, которое является временным замещением тоники и предполагает дальнейшее развитие музыкальной мысли. Серединный каданс, заканчивающийся VI ступенью, называется прерванным (рис. 1.73).
Рис. 1.73. Тоническая группа аккордов
В субдоминантовой группе наиболее часто применяются II6, II7, усиливающие субдоминантовую функцию или заменяющие S-трезвучие в основном виде (рис. 1.74).
Рис. 1.74. Субдоминантовая группа аккордов
В доминантовой группе наибольшее распространение получил аккорд VII7, обладающий значительным напряжением (рис. 1.75).
Рис. 1.75. Доминантовая группа аккордов
Все вышеперечисленные септаккорды называются главными. Применение полной функциональной системы вносит большое разнообразие в состав гармонических оборотов и каденций, т. к. каждая функция может быть представлена любым аккордом своей группы.
Например, автентические обороты: Т – D – Т; Т – D7 – Т.