Лад и тональность
Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В музыке существует огромное количество ладов, но на сегодняшний день наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажорные и минорные лады.
Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Мажорный лад состоит из семи звуков. Начальная, самая устойчивая ступень лада называется тоникой. Расположение звуков в порядке увеличения высоты называется гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями. Ступени обозначаются римскими цифрами. Ступени мажорной гаммы (лада) образуют последовательность секунд: 6.2, 6.2, м.2, 6.2, 6.2, 6.2, м.2. (рис. 1.19).
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
- I ступень – тоника (Т);
- II ступень – нисходящий вводный звук;
- III ступень – медианта;
- IV ступень – субдоминанта (S);
- V ступень – доминанта (D);
- VI ступень – субмедианта;
- VII ступень – восходящий вводный звук.
Рис. 1.19. Мажорная гамма
Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие – основу лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада – неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням (рис. 1.20).
Наиболее острые тяготения – полутоновые.
Рис. 1.20. Ладовые тяготения
Высота, на которой расположен лад, называется тональность. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.
Так как тональность может быть построена от любого звука, в различных тональностях могут присутствовать как повышенные, так и пониженные ступени. В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, называются родственными, потому что у них шесть общих звуков. Расстояние между ближайшими родственными тональностями – чистая квинта. Диезные тональности в порядке родства дают ряд тональностей, показанный на рис. 1.21.
Рис. 1.21. Диезные тональности в порядке родства