Лад и тональность
Бемольные тональности в порядке родства образуются на квинту вниз и дают ряд, который показан на рис. 1.22.
Рис. 1.22. Бемольные тональности в порядке родства
Как вы уже заметили, в каждой следующей родственной тональности, как диезной, так и бемольной, добавляется очередной ключевой знак. Добавляются ключевые знаки в строго определенном порядке:
- диезы: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си;
- бемоли: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.
Знаки при ключе расставляются именно в таком порядке (рис. 1.23).
Рис. 1.23. Порядок расстановки ключевых знаков
Довольно часто в музыке встречаются, кроме натурального мажора, гармонический и мелодический виды. Гармонический мажор отличается от натурального мажора тем, что у него понижена шестая ступень (рис. 1.24).
Рис. 1.24. Гармонический мажор
Немного реже встречается мелодический мажор, его отличие от натурального мажора заключается в том, что у него понижены шестая и седьмая ступени (рис. 1.25).
Рис. 1.25. Мелодический мажор
Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Строится минорное трезвучие следующим образом.
Первая и третья ступень образуют малую терцию, третья и пятая – большую терцию, между первой и пятой ступенью интервал – чистая квинта. Расстояние между последовательно взятыми звуками лада следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Такой лад называется натуральный минор (рис. 1.26).
Рис. 1.26. Натуральный минор