Аккорды и трезвучия
Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком "+" или "#". понижение – знаком "-" или "b". Например, C7-5 (С7b5) (рис – 1-50) или С9+5 (С9#5) (Рис. 1.51).
Рис. 1.50. Септаккорды с пониженными ступенями
Рис. 1.51. Септаккорды с повышенными ступенями
Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (рис. 1.52).
Рис. 1.52. Усложненные аккорды
Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.
Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53).
Рис. 1.53. Квартаккорды
Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд – это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54).
Рис. 1.54. Полиаккорды
В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к "сонорному" типу. Сонорный аккорд – это аккорд, построенный "без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55).
Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа