Типы ЭМИ. Интерфейс MIDI.
Поскольку мы с вами будем заниматься компьютерной аранжировкой, ближайшим помощником в нашей нелегкой работе будет синтезатор (ЭМИ).
Синтезаторы делятся на три основные группы.
- Аналоговые синтезаторы, которые реально синтезируют звук с помощью устройств, называемых генераторами. Несмотря на то, что такие инструменты уже давно сняты с производства, музыканты всего мира продолжают использовать их в своей работе. В первую очередь это объясняется тем, что подобные инструменты обладают очень теплым и глубоким звуком и огромными возможностями по созданию новых, необычных тембров. Очень важное преимущество этих инструментов заключается в том, что с их помощью можно управлять синтезом звука в реальном времени, т. е. в процессе исполнения, что, конечно, привносит большое разнообразие в исполняемую партию.
- Синтезаторы типа sample playback. Это цифровые синтезаторы. Они работают по типу воспроизведения семплов, которые хранятся в их постоянной памяти (ROM). В эту память записаны реальные звуки живых и электронных инструментов, которые воспроизводятся с разной высотой с помощью клавиатуры. Синтезаторы такого типа являются мультитембральными, т. е. могут одновременно воспроизводить звучание многих инструментов.
- Семплеры. От предыдущего типа синтезаторов они отличаются тем, что вместо постоянной памяти у них установлена оперативная память большого объема, в которую можно записать любые звуки, а потом воспроизвести их с разной высотой при помощи клавиатуры. Семплеры наиболее реальные имитаторы живых инструментов.
Синтезаторы любых типов были бы не более чем новые музыкальные инструменты, если бы не были изобретены секвенсоры. Секвенсор – это цифровое устройство, которое запоминает последовательность действий исполнителя. Преимущество секвенсора перед магнитофоном в том, что в любой момент можно внести необходимые изменения в записанную аранжировку, не перезаписывая заново измененную партию. Как правило, все современные синтезаторы имеют в своем составе многотрековый секвенсор с более или менее развитыми возможностями редактирования. Первые секвенсоры могли работать только с конкретными моделями синтезаторов, что было крайне неудобно. В начале 80-х годов XX века ведущие производители ЭМИ договорились и приняли новый стандарт единого интерфейса, который позволил совмещать любые модели синтезаторов и секвенсоров. Этот интерфейс получил название MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Еще позже появился интерфейс General MIDI (обобщенный MIDI), или просто GM, в соответствии с которым каждый совместимый с GM инструмент должен отвечать некоторым минимальным требованиям:
- полифония должна составлять не менее 24 голосов звучащих одновременно;
- 8 голосов резервируются за ударными инструментами;
- нота До первой октавы соответствует MIDI-ноте №60;
- мультитембральность – не менее 16;
- ударные воспроизводятся на 10-ом MIDI-канале;
- звуки ударных должны соответствовать определенным MIDI-нотам.
Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры:
- №1 – Modulation,
- №7 – Main Volume,
- №10 – Pan,
- №11 – Expression,
- №64 – Sustain Pedal, Hold 1,
- №121 – Reset All Controllers,
- №123 – All Notes Off, но это только обязательные контроллеры для GM, ниже приведено более полное описание и назначение MIDI-контроллеров.