Создание собственного пользовательского банка голосов (тембров)
Любое сочинение или аранжировка требуют предварительной работы по созданию будущей звуковой палитры. Композитор или аранжировщик, пишущий для "живых" инструментов, уже имеет конкретный заказанный инструментальный состав, т. е., если у него есть скрипки или пара деревянных духовых инструментов, то все понятно, известны их тембры, известны возможности данных исполнителей, под них автор и будет работать. В случае же с электронными инструментами мы имеем несколько вариантов любого инструмента плюс каждый из них можно обработать различными эффектами, разместить в пространстве (панорамирование), смешать в той или иной степени с любым другим, который, в свою очередь, тоже может быть обработан.
Отсюда, как вы понимаете, возникает огромное количество вариантов по выбору звуковой палитры или состава вашего будущего оркестра. Yamaha PSR-630 позволяет провести эту интересную работу на достаточно высоком уровне. Справа от дисплея (как уже говорилось выше) расположены две кнопки SPLIT VOICE и DUAL VOICE. Первая из них делит клавиатуру в нужном вам месте, давая возможность назначить на разные ее части любые голоса. Вторая позволяет смешать два любых голоса по всей клавиатуре. Возможно и совместное применение этих кнопок, что позволит, например, в левой части получить "подкладочный тембр", а в правой – какой-нибудь смешанный сольный.
Разберем подробнее работу с DUAL VOICE. После того как вы выбрали режим, нажмите кнопку REVOICE (первая в ряду кнопок ниже дисплея). На дисплее вся информация о треках исчезнет, кроме информации о 14, 15, 16 треках. На 15 и 16 треках будут видны номера выбранных вами голосов для микширования. Над одним из треков будет видна скобочка, показывающая, что данный голос готов к обработке. С помощью кнопки SUB MENU вы получаете доступ к следующим параметрам данного голоса:
- VOICE – выбор голоса от 001 до 692;
- VOLUME – уровень громкости от 0 до 127;
- PAN – панорама от -7 до +7;
- REVER DEPTH – глубина реверберации от 0 до 127;
- CHORUS DEPTH – глубина хоруса от 0 до 127;
- DSP DEPTH – глубина цифрового эффекта от 0 до 127;
- OCTAVE – изменение октавы от -2 до +2.
Для того чтобы выбрать нужный вам цифровой эффект, необходимо с помощью главного меню войти в меню DIGITAL EFFECT и указать необходимый эффект (табл. 2.9).
После того как вы выбрали нужные эффекты и смикшировали оба голоса, остается сохранить ваш новый тембр. Делается это довольно просто: достаточно нажать одновременно две кнопки на панели инструмента в первом ряду под дисплеем – кнопку MEMORY и любую, следующую за ней.
Банков регистрации всего 32 и в каждом по четыре страницы. Необходимо учесть, что запоминание произошло во временную память и при выключении инструмента все данные будут потеряны. Чтобы сохранить ваши настройки надолго, их нужно записать на флоппи-диск. Процедура записи следующая: вставьте в дисковод отформатированный диск (если он не отформатирован, инструмент сам предложит вам его отформатировать), выберите в меню пункт SAVE DISK, далее нажмите на цифровой клавиатуре клавишу со знаком "+" (YES). После чего с помощью кнопки SUB MENU выберите тип сохраняемого файла. Их может быть семь видов:
- ALL – сохранить все;
- STYLE – сохранить стиль;
- PAD – сохранить мультипамять;
- REGIST – сохранить регистрацию памяти;
- STYLE + REG – сохранить стиль и регистрацию;
- PAD + REG – сохранить "мульти" и регистрацию;
- STYLE + PAD – сохранить стиль и мультипамять.
После выбора типа сохраняемого файла нажмите клавишу со знаком "+" на цифровой клавиатуре, и ваши тембры будут сохранены на флоппи-диске. При соответствующей работе в скором времени у вас будет собственный банк тембров, с помощью которого вы сделаете ваши сочинения и аранжировки более интересными в звуковом отношении.
В банке регистрации памяти, кроме указанных выше параметров, можно сохранить еще массу полезной и нужной информации:
- параметры единичного голоса;
- включение/выключение двойного голоса и его параметры;
- включение и выключение разделенных голосов и их параметры;
- точка разделения клавиатуры;
- функции двух педалей;
- чувствительность к нажатию на клавиши;
- включение и выключение эффектов;
- включение и выключение гармонии и ее типа, громкости;
- диапазон изгиба высоты тона;
- настройка звукоряда;
- включение и выключение автоаккомпанемента;
- режим расстановки пальцев;
- точка раздела клавиатуры для автоаккомпанемента;
- данные дорожек автоаккомпанемента;
- разделы автоаккомпанемента;
- номер набора клавиш "мульти";
- транспозиция;
- номер стиля автоаккомпанемента;
- темп.