Эффекты в программе Sound Forge
Так же как добавление в блюдо специй делает его вкуснее, добавление эффектов к вашим аудиоданным делает их звучание лучше. Эффекты могут превратить тусклую, безжизненную запись в произведение искусства. Например, вы можете применить эффект эха и фоновое окружение, чтобы создать иллюзию, что звук был записан в каких-то конкретных условиях, например в концертном зале. Вы можете также использовать эффекты для придания глубины вокальной партии. Этот список можно продолжать до бесконечности. Программа Sound Forge содержит большое количество функций для создания различных эффектов, оживляющих ваши аудиоданные. Хотя применение таких эффектов к вашим данным не представляет большой сложности, понять, что они делают и как их использовать, не всегда удается сразу. В этой главе мы обсудим следующие темы:
- реверберация и акустическое зеркало;
- задержки, хорус и флэнжер;
- изменение тона и сдвиг тона;
- сжатие, ограничение и другие эффекты;
- подключаемые модули и меню DirectX.
Эффекты эха
Не правда ли, вы ведь знаете, что такое эхо? Это повторяющийся звук, имитирующий исходный звук. Например, если вы выкрикнете какое-то слово в большом замкнутом помещении (таком, как концертный зал или каньон), вы будете слышать это слово многократно повторяющимся до тех пор, пока оно не стихнет. Подобный эффект также называется задержка (delay). Задержку можно использовать для создания различных типов эффектов, а не только эха. Программа Sound Forge содержит несколько функций, позволяющих вам создавать эти эффекты.
Функция Simple Delay
Функция Simple Delay (простая задержка) позволяет применять базовые эффекты эха к вашим аудиоданным. Чтобы использовать эту функцию, выполните следующие действия:
Выберите в вашем аудиофайле данные, которые вы хотите обработать. Если вы хотите обработать весь файл, не выделяйте никаких данных или выделите все с помощью команды меню Edit › Select All.
Выполните команду меню Effects › Delay/Echo › Simple для того, чтобы открыть диалоговое окно Simple Delay (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Используйте функцию Simple Delay для добавления базовых эффектов эха к вашим аудиоданным
Установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds). Данный параметр определяет, сколько времени (в секундах) пройдет перед каждым эхом. Вы можете установить значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) в интервале от 0.001 до 5 секунд.
Совет
Многие профессиональные музыканты используют задержку для синхронизации эха с музыкой. Например, вы можете сделать так, что эхо будет появляться с каждой четвертной нотой, восьмой, шестнадцатой и т. д. Для этого требуется всего лишь немного математики.
Начнем с расчета времени задержки, необходимого для синхронизации эха с каждой четвертной нотой. Для этого просто разделите 60 000 (количество миллисекунд в одной минуте) на текущий темп (измеряемый в ударах в минуту) записанной вами музыки. Таким образом, для темпа 120 ударов в минуту вы получите 500 миллисекунд (то есть полсекунды). Если вы установите значение параметра Delay time (0.001 to 5.0 seconds) равным 0.500, эхо будет звучать одновременно с каждой четвертной нотой вашей музыки.
Чтобы рассчитать время задержки для других значений ноты, вам просто нужно умножить или разделить. Поскольку восьмая нота является половиной от четвертной, просто разделите 500 на 2, в результате чего получите 250 миллисекунд (или 0.250 секунды). Шестнадцатая нота является половиной от восьмой, так что делим 250 на 2 и получаем 125 миллисекунд (или 0.125 секунды). Если же вы хотите вычислить значения для больших значений нот, просто умножайте на 2. Поскольку половинная нота вдвое длиннее четвертной ноты, умножьте 500 на 2, и вы получите 1000 миллисекунд (или 1 секунду), и т. д.
Установите значения параметров Dry out (-Inf .to 0 dB) и Delay out (-Inf .to 0 dB). Когда вы применяете эффект к вашим исходным данным, вы можете определить, какая доля эффекта и какая доля исходных данных будет в итоговом звуке. Таким образом, вы имеете возможность приложить эффект в определенной степени, не заглушая полностью исходные данные. Параметр Dry out (-Inf .to 0 dB) определяет, какая часть исходных данных будет слышна в обработанном звуке, а параметр Delay out (0.001 to 5.0 seconds) – какую часть эффекты вы услышите в обработанном звуке.
Установите флажок Multiple delays (Feedback) и значение параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds). С некоторыми эффектами вы можете взять полученный сигнал и прогнать его заново, чтобы применить эффект несколько раз. Это называется обратной связью. Полученный звук может быть различным в зависимости от эффекта. В функции Simple Delay флажок Multiple delays (Feedback) и параметр Decay time (0.1 to 20.0 seconds) управляют тем, сколько раз используется эхо. Если вы активизируете флажок Multiple delays (Feedback), эхо повторится больше одного раза. А чем ниже значение параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds), тем меньше количество повторений эха. Чем выше значение параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds), тем больше количество повторений эха. К сожалению, из значения параметра Decay time (0.1 to 20.0 seconds) невозможно точно определить, сколько раз повторится эхо. Тут вам придется поэкспериментировать.
Щелкните по кнопке Preview, чтобы услышать, как файл будет звучать, не внося фактических изменений в данные.
Щелкните по кнопке ОК.
Программа Sound Forge применит к вашим аудиоданным функцию Simple Delay в соответствии с вашими настройками.