Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем

Банки памяти

Ручное (да и автоматизированное)размещение этих команд – операция чрезвычайно трудоемкая, и возникает естественная идея: сконцентрировать все эти вставленные команды и соответствующие им точки входа в каком-то одном месте. Впрочем, даже эта идея не дает нам ответа на вопрос, как же при такой архитектуре возвращать управление из процедур? Вставлять команду переключения еще и для каждой команды вызова?

Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем › Машинные языки › Банки памяти
Рис. 2.15. Межбанковый переход

Развитие этой идеи приводит нас к чему-то, похожему на менеджер оверлеев (см. разд. "Оверлеи (перекрытия)"). Программный модуль, который присутствует во всех банках по одному и тому же адресу (рис. 2.16). Если нам нужно вызвать известную процедуру в определенном банке, мы передаем ее адрес и номер банка этому модулю, и он осуществляет сохранение текущего банка, переключение и переход. Если процедура делает возврат, она возвращает управление тому же модулю, который, в свою очередь, восстанавливает исходный банк и возвращает управление в точку вызова.

Дальнейшее развитие этой идеи приводит к мысли, что самый простой способ разместить этот код во всех банках – это усложнить схему работы селектора банков, например, всегда отображать первый килобайт адресного пространства на одни и те же физические адреса. Аппаратно это несложно: мы анализируем старшие шесть битов адресной шины процессора. Если они не равны нулю, мы подаем на старшие биты адресной шины памяти содержимое селектора банка, если же равны – нулевые биты. Примерно этим способом и расширяют память большинство микрокомпьютеров на основе 8-разрядных процессоров.

Поскольку мы вступили на путь анализа логического адреса, можно пойти и дальше: разбить адресное пространство процессора на несколько банков, каждый со своим селектором.

Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем › Машинные языки › Банки памяти
Рис. 2.16. Переключатель банков

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.