Иллюстрированный самоучитель по теории операционных систем

Windows 95/98/ME. Windows СЕ.

В первой половине 90-х годов XX столетия практически всем разработчикам и техническим специалистам было очевидно, что MS и DR DOS доживают последние дни: они не удовлетворяли запросам пользователей практически ни по одному из параметров: приложения требовали больших объемов памяти и перехода к 32-разрядной архитектуре, пользователям требовались большая надежность, многозадачность, более развитые сетевые средства. Напротив, преимущества DOS, такие, как небольшая потребность в памяти, становились все менее и менее критичными.

Основным препятствием на пути перехода пользователей на другие платформы было требование совместимости с существующими приложениями и драйверами нестандартных внешних устройств для DOS. Наилучшим образом удовлетворяла этому требованию IBM OS/2, в виртуальной машине которой можно было запустить не только практически любое приложение DOS, но и использовать многие модули ядра DOS, в том числе – загружая в разных виртуальных машинах разные версии ДОС и разные наборы драйверов.

Однако высокие требования этой системы к ресурсам и ориентированная на корпоративных пользователей схема лицензирования приводили к тому, что система не получила большого распространения на массовом рынке. В 1992-1993 гг. Microsoft занялась разработкой системы, которая должна была заполнить перспективную рыночную нишу "многозадачной ДОС защищенного режима". Подобно марксизму, разрабатываемая ОС имела три источника и три составные части.

  1. Windows NT
  2. DesqView и другие многозадачные среды для DOS
  3. Windows 3.x

От Windows NT новая система получила интерфейс системных вызовов – Win32 API – и формат загружаемого модуля РЕ (Portable Executable – переносимый исполняемый [модуль]). У многозадачных сред разработчики новой ОС позаимствовали идею преобразования DOS в многозадачную среду защищенного режима: эти среды демонстрировали, что помещение ядра DOS в виртуальный 8086 и окружение его семафорами позволяет относительно малой кровью получить как многозадачность, так и совместимость.

Такая архитектура была довольно-таки трудоемка в реализации и создавала специфические проблемы (так, DOS не отдавала управления при обращениях к приводу гибких дисков, поэтому работа с дискетами из любой сессии приводила к остановке всех остальных сессий), но не представляла непреодолимых концептуальных сложностей и была в целом работоспособна. Windows 3.x представляла собой пример системы, реализовавшей интерфейс между пользовательскими программами, работающими в защищенном режиме, и ядром DOS, исполняющимся в виртуальном 8086. К 1993-1994 гг. на рынке существовало более десятка других продуктов, предоставляющих аналогичный интерфейс, так называемых расширителей DOS (DOS Extender), среди которых нельзя не упомянуть PharLap DOS Extender, Rational DOS/4G и свободно распространяемый на условиях GPL djgpp.

С точки зрения разработчиков новой ОС Windows 3.x представляла наибольший интерес в качестве отправной точки, потому что, в отличие от остальных расширителей DOS, она предоставляла динамическую сборку в момент загрузки и реализовывала также событийно-ориентированную архитектуру, пусть и более примитивную, чем асинхронная очередь сообщений Win32. К тому же, Windows 3.11 имела собственную дисковую подсистему, позволявшую работать с жестким диском в обход DOS (так называемый 32-битный доступ к диску). Первым получившим признание результатом работ над новой системой был продукт Win32s – набор DLL для Windows 3.x, позволявший исполнять загрузочные модули формата РЕ, использовавшие подмножество Win32 API.

После длинной последовательности публичных бета-версий, многократного переноса сроков и большой шумихи в прессе новая система, получившая название Windows 95, вышла на рынок в 1995 г. Система с самого начала задумывалась как переходная, предназначенная для облегчения перевода пользовательской базы DOS на Windows NT, однако прошло не менее 4-5 лет, прежде чем совместимость с приложениями DOS перестала быть решающим параметром при выборе ОС для настольного компьютера. За это время успело выйти несколько версий "переходной" системы (OSR2, 98, 98SE, Millennium Edition) и даже после выхода ХР Microsoft еще не готова объявить о прекращении поддержки этой линии ОС.

Windows СЕ

Система, предназначенная для кросс-разработки приложений, прошиваемых в ПЗУ, сверхпортативных компьютеров. К моменту написания книги это единственная система из семейства СР/М, поддерживающая процессоры, отличные от х86. Использование ПЗУ позволяет отказаться от целого набора подсистем, обслуживающих виртуальную память, загрузку исполняемых модулей и сборку в момент загрузки. Система предоставляет графический пользовательский интерфейс с асинхронной очередью сообщений, вытесняющую многопоточность и базовый стек TCP/IP. В поставку системы входит среда кросс-разработки (компилятор, эмулятор целевого процессора, удаленный отладчик и интегрированная оболочка), работающая под Windows NT [Boling 2001].

Интерфейс системных вызовов этой ОС в целом похож на Win32 API – тем не менее, складывается впечатление, что основным источником требований было не обеспечение совместимости с приложениями для Win32 вообще, а пожелания разработчиков Mobile Office (пакет, включающий в себя функциональные аналоги некоторых программ из пакета Microsoft Office). Любопытно, что, рекламируя эту систему, Microsoft делает большой упор на то, что она разработана с нуля, т. е. без использования существующего кода Win32-cHcreM. На взгляд автора, это является косвенным признанием той репутации, которой качество кода этих систем заслуженно пользуется среди разработчиков и эксплуатационщиков.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.