Иллюстрированный самоучитель по Assembler

Переходы

Прямой ближний (near), или внутрисегментный переход

Этот переход отличается от предыдущего только тем, что под смещение к точке перехода отводится целое слово. Это дает возможность осуществить переход в любую точку 64-кбайтного сегмента.

code segment
…
jmp go; Код Е 9 dddd
…
go:
…
code ends

Метка go может находиться в любом месте сегмента команд, как до, так и после команды jmp. В коде команды dddd обозначает слово с величиной относительного смещения к точке перехода от команды, следующей за командой jmp.

При выполнении команды прямого ближнего перехода процессор должен прибавить значение слова dddd к текущему значению указателя команд IP и сформировать тем самым адрес точки перехода. Что представляет собой смещение dddd? Какая это величина, со знаком или без знака? Если рассматривать смещение как величину без знака, то переход будет возможен только вперед, что, конечно, неверно. Если же смещение является величиной со знаком, то переход возможен не более, чем на полсегмента вперед или на полсегмента назад, что тоже неверно. В действительности, рассматривая вычисление адреса точки перехода, следует иметь в виду явление оборачивания, суть которого можно кратко выразить такими соотношениями:

FFFFh+0001h=0000h
0000h-0001h=FFFFh

Если последовательно увеличивать содержимое какого-либо регистра или ячейки памяти, то, достигнув верхнего возможного предела FFFFh, число "перевалит" через эту границу, станет равным нулю и продолжит нарастать в области малых положительных чисел (1, 2, 3, и т.д.). Точно так же, если последовательно уменьшать некоторое положительное число, то оно, достигнув нуля, перейдет в область отрицательных (или, что то же самое, больших беззнаковых) чисел, проходя значения 2, 1, 0, FFFFh, FFFEh и т.д.

Таким образом, при вычислении адреса точки перехода смещение следует считать числом без знака, но при этом учитывать явление оборачивания. Если команда jmp находится где-то в начале сегмента команд, а смещение имеет величину порядка 64 К, то переход произойдет вперед, к концу сегмента. Если же команда находится в конце сегмента команд, а смещение имеет ту же величину порядка 64 К, то для определения точки перехода надо двигаться по сегменту вперед, дойти до его конца и продолжать перемещаться от начала сегмента по-прежнему вперед, пока не будет пройдено заданное в смещении число байтов. Для указанных условий мы попадем в точку, находящуюся недалеко от команды jmp со стороны меньших адресов.

Итак, с помощью команды ближнего перехода (команда jmp без каких-либо спецификаторов) можно перейти в любую точку в пределах данного сегмента команд. Для того, чтобы перейти в другой сегмент команд, следует воспользоваться командой дальнего перехода.

Прямой дальний (far), или межсегментный переход

Этот переход позволяет передать управление в любую точку любого сегмента. При этом, очевидно, предполагается, что программный комплекс включает несколько сегментов команд. Команда дальнего перехода имеет длину 5 байт и включает, кроме кода операции EAh, еще и полный адрес точки перехода, т.е. сегментный адрес и смещение. Транслятору надо сообщить, что этот переход – дальний (по умолчанию команда jmp транслируется, как команда ближнего перехода). Это делается с помощью описателя far ptr, указываемого перед именем точки перехода.

code1 segment
assume CS: codel;Сообщим транслятору, что это сегмент команд
…
jmp far ptr go;Код EA dddd ssss
…
code1 ends
code2 segment
assume CS: code2; Сообщим транслятору, что это сегмент команд
…
gо:
…
code2 ends

Метка go находится в другом сегменте команд этой двухсегментной программы. В коде команды ssss – сегментный адрес сегмента code2, a dddd – смещение точки перехода go в сегменте команд code2.

Заметим, что при наличии в программе нескольких сегментов команд, каждый из них необходимо предварять директивой ассемблера assume СS:имя_сегмента, которая сообщает транслятору о том, что начался очередной сегмент команд. Это поможет транслятору правильно обрабатывать адреса меток, встречающихся в этом сегменте.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.