Иллюстрированный самоучитель по Assembler

Переходы

Освоив применение команд дальних переходов, мы получили возможность создавать программы любой длины. Действительно, предусмотрев в конце каждого программного сегмента команду дальнего перехода на начато следующего, мы можем включить в программный комплекс любое число сегментов по 64 Кбайт. Единственное ограничение – чтобы они все поместились в памяти. В действительности так, конечно, не делают. Разумнее дополнительные сегменты команд заполнить подпрограммами и вызывать их из основного сегмента (или друг из друга) по мере необходимости. Однако и в этом случае команды вызовов подпрограмм должны быть дальними. Разновидности подпрограмм и команд их вызова будут рассмотрены ниже.

Все виды прямых переходов требуют указания в качестве точки перехода программной метки. С одной стороны, это весьма наглядно; просматривая текст программы, можно сразу определить, куда осуществляется переход. С другой стороны, такой переход носит статический характер – его нельзя настраивать по ходу программы. Еще более серьезный недостаток прямых переходов заключается в том, что они не дают возможность перейти по известному абсолютному адресу, т.е. не позволяют обратиться ни к системным средствам, ни вообще к другим загруженным в память программам (например, резидентным).

Действительно, программы операционной системы не имеют никаких меток, так как метка – это атрибут исходного текста программы, а программы операционной системы транслировались не нами и присутствуют в компьютере только в виде выполнимых модулей. А вот адреса каких-то характерных точек системных программ определить можно, хотя бы из векторов прерываний. Для обращения по абсолютным адресам надо воспользоваться командами косвенных переходов, которые, как и прямые, могут быть ближними и дальними.

Косвенный ближний (внутрисегментный) переход

В отличие от команд прямых переходов, команды косвенных переходов могут использовать различные способы адресации и, соответственно, иметь много разных вариантов. Общим для них является то, что адрес перехода не указывается явным образом в виде метки, а содержится либо в ячейке памяти, либо в одном из регистров. Это позволяет при необходимости модифицировать адрес перехода, а также осуществлять переход по известному абсолютному адресу. Рассмотрим случай, когда адрес перехода хранится в ячейке сегмента данных. Если переход ближний, то ячейка с адресом состоит из одного слова и содержит только смещение к точке перехода.

code segment
…
jmp DS:go_addr; Код FF 26 dddd
…
go:; Точка перехода
…
code ends

data segment
…
go_addr dw go; Адрес перехода (слово)
…
data ends

Точка перехода go может находиться в любом месте сегмента команд. В коде команды dddd обозначает относительный адрес слова go_addr в сегменте данных, содержащем эту ячейку.

В приведенном фрагменте адрес точки перехода в слове go_addr задан однозначно указанием имени метки go. Такой вариант косвенного перехода выполняет фактически те же функции, что и прямой (переход по единственному заданному заранее адресу), только несколько более запутанным образом. Достоинства косвенного перехода будут более наглядны, если представить, что ячейка go_addr поначалу пуста, а по ходу выполнения программы в нес, в зависимости от каких-либо условий, помещается адрес той или иной точки перехода:

mov go_addr, offset go1
mov go_addr, offset go2
mov go_addr, offset go3

Разумеется, приведенные выше команды должны выполняться не друг за другом, а альтернативно. В этом случае создается возможность перед выполнением перехода определить или даже вычислить адрес перехода, требуемый в данных условиях.

Ассемблер допускает различные формы описания косвенного перехода через ячейку сегмента данных:

jmp DS:go_addr
jmp word ptr go_addr
jmp go_addr
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.