Резидентные программы
Содержательная часть резидентной программы, начинающаяся с метки entry, активизируется, как уже отмечаюсь выше, с помощью аппаратного или программного прерывания и заканчивается командой iret. На рис. 3.6 приведена типичная структура резидентной программы.
Рис. 3.6. Структура резидентной программы.
Как видно из рис. 3.7, резидентная программа имеет по крайней мере две точки входа. После загрузки программы в память командой оператора, вводимой на командной строке, управление передается в точку, указанную в поле завершающего текст программы оператора end (на рисунке – начало процедуры main). Для программ типа.СОМ эта точка входа должна соответствовать самой первой строке программы, идущей вслед за префиксом программы. Поскольку при загрузке программы должна выполниться ее установка в памяти, первой командой программы всегда является команда перехода на секцию инициализации и установки (jmp init на рисунке).
После установки в памяти резидентная программа остается пассивной и никак не проявляет своего существования, пока не будет активизирована предусмотренным в ней для этого способом. Эта, вторая точка вызова обозначена на рисунке меткой entry.
К сожалению, резидентные программы, выполняющие полезную работу, оказываются довольно сложными. Мы же в качестве примера можем рассмотреть только совсем простую резидентную программу, в принципе правильную и работоспособную, но не претендующую на практическую ценность. Программа активизируется прерыванием от клавиши Print Screen и выводит на экран содержимое сегментного регистра CS, что позволяет определить ее положение в памяти.
Как известно, клавиша Print Screen в DOS выполняет печать содержимого экрана на принтере. Каков механизм этой операции? При нажатии на любую клавишу клавиатуры возникает сигнал прерывания, инициирующий активизацию обработчика прерываний от клавиатуры, находящегося в ПЗУ BIOS. При нажатии на алфавитно-цифровые и некоторые другие клавиши (например, функциональные клавиши F1…F12) обработчик сохраняет в определенном месте памяти код нажатой клавиши и завершается. Текущая программа может с помощью соответствующих функций DOS или BIOS извлечь этот код и использовать его в своих целях. Если же пользователь нажимает на клавишу Print Screen, то обработчик прерываний, в числе прочих действий, выполняет команду hit 5, передавая управление через вектор 5 на обработчик этого программного прерывания, который тоже располагается в ПЗУ BIOS. Задача обработчика прерывания 5 заключается в чтении содержимого видеобуфера и выводе его на устройство печати.
Таким образом, если мы напишем собственный обработчик прерывания и поместим его адрес в вектор с номером 5, он будет активизироваться нажатием клавиши Print Screen. Обратите внимание на то обстоятельство, что прерывание 5 является прерыванием программным; оно возбуждается командой int 5 и не имеет отношения к контроллеру прерываний. Однако активизируется это прерывание не командой int в прикладной программе, а нажатием клавиши, т.е., фактически, аппаратным прерыванием.