Иллюстрированный самоучитель по Assembler

Циклы и условные переходы

При вызове функции 3Fh в регистр ВХ следует занести требуемый дескриптор, в регистр DX – адрес области в программе, выделенной для приема вводимых с клавиатуры символов, а в регистр СХ – максимальное число вводимых символов. Мы считаем, что пользователь не будет вводить более 80 символов. Можно ввести и меньше; в любом случае ввод строки следует завершить нажатием клавиши Enter. Функция 3Fh, отработав, вернет в регистре АХ реальное число введенных символов (включая коды 13 и 10, образуемые при нажатии клавиши Enter). В примере 3.5 число введенных символов сохраняется в ячейке actlen с целью использования далее по ходу программы.

Далее в цикле из actlen шагов выполняется анализ каждого введенного символа путем сравнения с границами диапазонов строчных русских букв. Русские строчные буквы размещаются в двух диапазонах кодов ASCII (а…п и р…с), причем для преобразования в прописные букв первого диапазона их код следует уменьшать на 20h, а для преобразования букв второго диапазона – на 50h. Поэтому анализ проводится с помощью четырех команд сравнения сmр и соответствующих команд условных переходов. Модифицированный символ записывается на то же место в буфере buf.

После завершения анализа и преобразования введенных символов, выполняется контрольный вывод содержимого buf на экран. Поскольку мы заранее не знаем, сколько символов будет введено, вывод на экран осуществляется функцией 40h, среди параметров которой указывается число выводимых символов. Так же, как и в случае функции ввода 3Fh, для функции вывода 40h в регистре ВХ необходимо указать дескриптор устройства ввода, в данном случае экрана, а в регистре DX – адрес выводимой строки.

Коды символов являются числами без знака, и использование в данном случае команд условных переходов для чисел без знака представляется логичным и даже единственно возможным. Если, однако, внимательно рассмотреть понятия больше- меньше для чисел со знаком и без знака, то легко увидеть, что пока мы сравниваем друг с другом только "положительные" или только "отрицательные" числа, команда ja эквивалентна команде jg, а команда jb эквивалентна команде jl. Однако при сравнении, например, кодов цифр с кодами русских букв, правильный результат можно получить лишь при использовании команд переходов для чисел без знака. Впрочем, всегда нагляднее и надежнее использовать те команды, которые соответствуют существу рассматриваемых данных, даже если такой же правильный результат получится и при использовании "неправильных" команд.

Более отчетливо разница между числами со знаком и без знака проявляется при использовании арифметических операций, например, операций умножения или деления. Здесь для чисел со знаком и чисел без знака предусмотрены отдельные команды:

  • mul – команда умножения чисел без знака;
  • imul – команда умножения чисел со знаком;
  • div – команда деления чисел без знака;
  • idiv – команда деления чисел со знаком.

Поясним различия этих команд на формальных примерах.

;Умножение положительных чисел со знаком
mov AL,5; Первый сомножитель равен 5
mov BL,7; Второй сомножитель равен 7
mul BL; AX=0023h=35
mov AL,5; Первый сомножитель равен 5
mov BL,7; Второй сомножитель равен 7
imul BL; AX=0023h=35

Обе команды, mul и imul, дают в данном случае одинаковый результат, так как положительные числа со знаком совпадают с числами без знака. Не так обстоит дело при умножении отрицательных чисел.

;Умножение отрицательных чисел со знаком
mov AL,OFCh; Первый сомножитель=252
mov BL,4; Второй сомножитель =4
mul BL; AX=03F0h =1008
mov AL,OFCh; Первый сомножитель=-4
mov BL,4; Второй сомножитель =4
imul BL; AX=FFFO=-16

Здесь действие команд mul и imul над одними и теми же операндами дает разные результаты. В первом примере число без знака FCh, которое интерпретируется, как 252, умножается на 4, давая в результате число без знака 3F0, т.е. 1008. Во втором примере то же число FCh рассматривается, как число со знаком. В этом случае оно составляет -4. Умножение на 4 дает FFF0h, т.е. -16.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.