Иллюстрированный самоучитель по задачам и примерам Assembler

Разработка динамических (DLL) библиотек. Разработка текста DLL-библиотеки.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Козьма Прутков

Динамические подключаемые библиотеки (Dynamic Link Libraries, DLLs) являются хранилищем общедоступных процедур. Механизм DLL-библиотек появился вместе с операционной системой Windows и является ее неотъемлемой частью. Суть этого механизма в том, что в процессе компоновки исполняемого модуля с использованием внешних процедур в него помещаются не сами процедуры, а только их названия (номера) вместе с названиями DLL-библиотек, в которых они содержится. В уроке 14 "Модульное программирование" учебника для связи модулей на разных языках рассматривались стандартные соглашения по передаче параметров, которые специфическим образом реализовывались на уровне конкретных компиляторов языков программирования.

Этот механизм был, пожалуй, единственным средством связи разноязыковых модулей при программировании для MS DOS. В среде Windows более естественным является механизм DLL-библиотек. Он позволяет, в частности, разработать набор процедур на ассемблере и затем использовать их в программах на языках высокого уровня, поддерживающих механизм динамического связывания.

Как правило, если язык программирования поддерживает разработку Windows-приложений, то он имеет средства для разработки и использования DLL-библиотек. Ассемблер не является исключением. Общие принципы разработки DLL-библиотек для всех языков одинаковы, так как эти библиотеки являются универсальным механизмом, не зависящим от конкретного языка. Поэтому, разрабатывая DLL-библиотеку, необходимо учитывать общие требования к таким библиотекам. Структурно DLL-библиотека представляет собой обычную программу, включающую некоторые специфические элементы.

Рассмотрим процесс создания и использования DLL-библиотеки на языке ассемблера. Для этого разработаем консольное приложение, которое выводит некоторую строку на экран 10 раз. На каждой итерации вывода меняются атрибуты этой строки. За основу взята программа prg05_ll.asm из главы 5. Только теперь строка с выводимым сообщением находится в приложении, а сама процедура вывода – в DLL-библиотеке. Для демонстрации передачи и возврата параметров в процедуру передаются длина и адрес строки, а возвращаются значения Offffffffh в четыре регистрах ЕАХ, ЕВХ, ЕСХ, EDX. Обсудим процесс по шагам.

Шаг 1.
Как мы уже отметили, DLL-библиотека представляет собой обычную программу на языке ассемблера. Выбор примера для демонстрации разработки и использования DLL-библиотеки неслучаен. Тем самым мы подтвердим тезис о том, что обычная программа и DLL-библиотека имеют много общего. С точки зрения структуры DLL-библиотека является набором функций, переменных и констант, а также необязательного кода инициализации, которые оформлены в соответствии с требованиями ассемблера. Ниже приведен пример DLL-библиотеки для нашей задачи.

;maket_dll.asm – текст DLL-библиотеки.
:Содержит одну функцию – WriteCon
locals
.model flat.STDCALL;модель памяти flat.
Объявление внешними используемых в данной программе функций Win32 (ASCII):
:обьявление процедуры WriteCon общедоступной publicdll WriteCon
.data
.code
DllMainproc
arg №h I nst: dword. @@event: dword. @<ano_use: dword
@@m: moveax.l
ret
DllMainendp
WriteCon ргос:см. дискету и prg05_ll.asm из главы 5 arg@@adr_str:dword.@@len_str:dword
ret
endp WriteCon endDllMain

Хорошо видно, что DLL-библиотека является действительно обычным файлом ассемблера. Есть все, даже имя точки входа, указываемое в последней директиве END. Но здесь и начинаются странности. На самом деле это не обычная точка входа, которую мы привыкли указывать в любой программе на ассемблере, а адрес команды в DLL-библиотеке, получающей управление в строго определенных случаях. Эта команда является первой в цепочке команд, составляющих так называемый код инициализации DLL-библиотеки.

Назначение этого кода – выполнить необходимые действия по инициализации DLL-библиотеки при наступлении определенных событий. Наличие этого кода в DLL-библиотеке необязательно, и при его отсутствии нет необходимости указывать соответствующую метку в заключительной директиве END. Если все же код инициализации присутствует в DLL-библиотеке, то он должен быть разработан с учетом определенных требований.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.