Иллюстрированный самоучитель по задачам и примерам Assembler

Работа с консолью в среде Windows. Организация ввода-вывода в консольном приложении Windows.

Если ничто другое не помогает, прочтите, наконец, инструкцию.

Прикладная Мерфология

В этом разделе будут рассмотрены средства для работы с консолью в среде операционной системы Windows. Как известно, Windows поддерживает работу двух типов приложений – оконных, в полной мере использующих все достоинства графического интерфейса, и консольных, работающих исключительно в текстовом режиме. Поэтому не следует путать понятие "консоли", используемое выше, с понятием "консольного приложения" Windows. В предшествующем материале под "консолью" подразумевались средства для ввода информации с клавиатуры и вывода ее на экран. Для однозначности изложения далее под термином "консоль" мы будем иметь в виду либо само консольное приложение, либо его видимую часть – окно консольного приложения.

Далее мы рассмотрим порядок ввода-вывода данных в консольное приложение для Windows, написанное на ассемблере. Организация ввода-вывода в оконном приложении Windows здесь рассматриваться не будет, так как в уроках 18 "Создание Windows-приложений на ассемблере" и 19 "Архитектура и программирование сопроцессора" учебника этот вопрос был рассмотрен очень подробно и полно. Что-либо существенное добавить к уже сказанному трудно. Данная книга рассматривается как практическое продолжение учебника, поэтому повторяться просто не имеет смысла.

Что же касается организации работы с консольным приложением, то этот вопрос в учебнике был рассмотрен слабо – в контексте одной из задач урока 20 "ММХ-технология микропроцессоров Intel". Поэтому есть смысл рассмотреть его более систематично, попутно осветив проблемы ввода-вывода в консольном приложении Windows. Это тем более актуально, что при программировании на ассемблере необходимость написания консольного приложения возникает более часто, чем оконного. Причина проста – малыми затратами нам становятся доступны многие возможности API Win32.


Язык ассемблера – язык системных программистов, исследователей принципов работы операционных систем, программ и аппаратных средств. Здесь не нужны красивые графические оболочки, а, наоборот, велика потребность в удобных средствах для работы с текстовой информацией. Операционная система Windows обеспечивает встроенную поддержку консолей, которые, по определению, являются интерфейсами ввода-вывода для приложений, работающих в текстовом режиме.

Консоль состоит из одного входного и нескольких экранных буферов. Входной буфер представляет собой очередь, каждая запись которой содержит информацию относительно отдельного входного события консоли. Экранный буфер – двумерный массив, содержащий символы, выводимые в окно консоли, и данные об их цвете.

Очередь входного буфера содержит информацию о следующих событиях:

  • нажатии и отпускании клавиш;
  • манипуляциях мышью – движение, нажатие-отпускание кнопок;
  • изменение размера активного экранного буфера, состояние прокрутки.

Для поддержки работы консольных приложений API Win32 содержит более сорока функций, предназначенных для интеграции в среду Windows программ, работающих в текстовом режиме. Данные функции предоставляют два уровня доступа к консоли – высокий и низкий. Консольные функции ввода высокого уровня позволяют приложению извлечь данные, полученные при вводе с клавиатуры и сохраненные во входном буфере консоли. Консольные функции вывода высокого уровня позволяют приложению записать данные в устройства стандартного вывода или ошибки с тем, чтобы отобразить этот текст в экранном буфере консоли.

Функции высокого уровня также поддерживают переназначение стандартных дескрипторов ввода-вывода и управление режимами работы консоли. Консольные функции низкого уровня позволяют приложениям получить детальную информацию о вводе с клавиатуры, событиях нажатия-отпускания кнопок мыши и о манипуляциях пользователя с окном консоли, а также осуществить больший контроль над выводом данных на экран.

Таким образом, API Win32 предоставляет два разных подхода для обеспечения ввода-вывода с консолью, выбор нужного зависит от гибкости и полноты контроля, которыми хочет обладать приложение для обеспечения своей работы с консолью. Функции высокого уровня обеспечивают простоту процесса ввода-вывода путем использования стандартных дескрипторов ввода-вывода, но при этом невозможен доступ к входному и экранным буферам консоли. Функции низкого уровня требуют учета большего количества деталей и объема кода, но это компенсируется большей гибкостью.

Высокоуровневый и низкоуровневый консольный ввод-вывод не являются взаимоисключающими, и приложение может использовать любую комбинацию этих функций.

С каждой консолью связаны две кодовые таблицы – по одной для ввода и вывода. Консоль использует входную кодовую таблицу для трансляции ввода с клавиатуры в соответствующее символьное значение. Аналогичным образом используется кодовая таблица вывода – для трансляции символьных значений, формируемых различными функциями вывода, в символ, отображаемый в окне консоли. Для работы с кодовыми таблицами приложение может использовать пары – функции SetConsoleCP и GetConsoleCP для входных кодовых таблиц и функции SetConsoleOutputCP и GetConsoieOutputCP для выходных кодовых таблиц. Идентификаторы кодовых таблиц, доступные на данном компьютере, сохраняются в системном реестре следующим ключом:

< HKEY_LOCAL_MACHINE\\SYSTEM\\
CurrentControlSet\\Control\\Nls\\CodePage
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.