Иллюстрированный самоучитель по Perl

Определение подпрограммы

Подпрограммы в языке Perl играют ту же роль, что и функции в языке С, или процедуры и функции в языке Pascal. Они выполняют две основные задачи:

  • позволяют разбить одну (большую программу на несколько небольших частей, делая ее более ясной для понимания;
  • объединяют операторы в одну группу для повторного использования. В языке Perl не различаются понятия "подпрограмма" и "функция", эти слова являются синонимами.

Подпрограмма может быть определена в любом месте основной программы при помощи описания:

sub name [(proto)] ({block}};

Здесь:

  • name имя подпрограммы;
  • (proto) прототип, конструкция, используемая для описания передаваемых подпрограмме параметров;
  • {block} блок операторов, являющийся определением подпрограммы и выполняющийся при каждом ее вызове.

Форма:

sub name [ (proto)];

…представляет собой предварительное объявление подпрограммы без ее определения. Пользователь, предпочитающий помещать описания всех подпрограмм в конце основной программы, должен при вызове еще не определенной функции использовать Специальный синтаксис &лагае ИЛИ name. Если же некоторое имя предварительно объявить в качестве имени функции, то сразу после объявления к этой функции можно обращаться просто по имени без применения специального синтаксиса.

#!/usr/bin/perl sub max {
my $maximum = SHIFT @$_;
my $x;
foreach $x (@_) {
$maximum=$x if ($x > $maximum);
}
return $maximum }
 print "Наибольший аргумент=", max(3.5.17.9), "\n";

В данном примере функция max () возвращает наибольший из своих аргументов. Об использовании функции ту() и массива @_ будет рассказано ниже.

Данный способ определения подпрограмм не является единственным. Существуют и другие варианты:

  • текст подпрограммы может храниться в отдельном файле и загружаться в основную программу при помощи ключевых слов do, require, use;
  • строка, содержащая текст подпрограммы, может быть передана в качестве аргумента функции eval () (см. в части 10); в этом случае компиляция кода подпрограммы осуществляется при каждом вызове функции eval ();
  • анонимную подпрограмму можно определить при помощи ссылки на нее (см. в части 9).

Применение функции eval () и ссылки на анонимную подпрограмму были рассмотрены ранее.

Конструкция do filename вызывает выполнение Peri-программы, содержащейся в файле filename. Если файл filename недоступен для чтения, функ-ция do возвращает неопределенное значение и присваивает соответствующее значение специальной переменной $!. Если файл filename может быть прочитан, но возникают ошибки при его компиляции или выполнении, то функция do возвращает неопределенное значение и помещает в переменную $@ сообщение с указанием строки, содержащей ошибку. Если компиляция прошла успешно, функция do возвращает значение последнего выражения, вычисленного в файле filename.

Замечание
Специальная переменная $! служит для хранения сообщения о последней системной ошибке. Такая ошибка возникает при обращении "к операционной системе с запросом на предоставление некоторой услуги, как, например, создание файла, чтение или запись в него.

Специальная переменная $@ 'используется для хранения сообщения, генерируемого при последнем обращении к функциям eval () или do filename:

# файл "l.pl":
#!/usr/bin/perl \ do "2.pi"; \
print "ошибка: $@\n" if $@; do "3.pl"; '. <strong>j</strong>
 print "системная ошибка: $!\n" if $!;
# файл "2.pi":
$x=l;
$y=0;
$z=$x/$y;
print "z= $z\n";

Perl-программа "i.pi", используя конструкцию do filename, пытается выполнить сценарии, содержащиеся в файлах "2.pi" и "З.р1". Первый из них содержит в третьей строке операцию деления на 0, вызывающую появление ошибки во время выполнения программы, а второй вообще не существует. В результате выполнения файла "i.pi" будут выведены следующие сообщения:

ошибка: Illegal division by zero at 2.pi line 3. системная ошибка: No such file or directory

Ключевые слова use и require используются для включения в текущую программу подпрограмм из других модулей.

(Директивы компилятора use и require рассмотрены в части 12)

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.