Иллюстрированный самоучитель по ArchiCAD 8

Способы построения и редактирования элементов проекта

  • Методы построения элементов

    Построение при помощи мыши | Основным инструментом, используемым при построении элементов проекта, является мышь. С помощью мыши на экране указываются точки, определяющие размеры и местоположение создаваемых элементов, задаются линейные и угловые величины при их редактировании.
  • Специальные точки привязки

    Специальные точки привязки – это временные узловые точки, возникающие на ребрах конструктивных и чертежных элементов при подведении к ним курсора. К этим узловым точкам можно привязываться как к обычным узловым точкам при создании и редактировании элементов.
  • Позиционирование курсора

    Для обеспечения точности построений в ArchiCAD предусмотрен режим позиционирования курсора, при включении которого курсор может перемещаться только с определенным шагом. Позиционирование курсора осуществляется по одной из координатных сеток – конструкторской или шаговой.
  • Фиксация перемещения мыши

    Перемещение мыши может быть ограничено определенным углом нажатием клавиши SHIFT. Настройка углов, ограничивающих перемещение мыши, осуществляется в закладке Mouse Constraints & Methods (Фиксация мыши и методы) диалогового окна Preferences (Рабочая среда) (см. рис.
  • Электронные рейсшины

    Электронные рейсшины предназначены для того, чтобы ограничивать перемещения курсора при создании и редактировании элементов проекта. | Для выбора того или иного типа электронной рейсшины служит меню, открываемое щелчком мыши на кнопке Relative Construction Methods (Электронные рейсшины) (рис. 4.6).
  • Ввод координат с клавиатуры

    При создании и редактировании элементов координаты точек могут задаваться не только указанием их на экране с помощью мыши, но и вводом их числовых значений с клавиатуры. | Для ввода координат используются следующие клавиши: | Х – для ввода координаты х, | У – для ввода координаты у,
  • Инструмент "волшебная палочка"

    Этот инструмент позволяет автоматически определять контуры при создании и редактировании элементов. Например, с помощью этого инструмента можно автоматически построить перекрытие по контуру, образованному стенами.
  • Гравитация

    Режим гравитации позволяет автоматически привязывать создаваемые элементы к поверхности перекрытий, крыш и 3D-сеток. Гравитация действует как в окне плана этажа, так и в 3D-окне, и только в момент создания нового элемента.
  • Построение многоугольников и полилиний

    При построении элементов в виде многоугольников или полилиний (стен, крыш, перекрытий, 3D-сеток, штриховок, линий и полилиний) на экран выводится специальная панель, состоящая из пяти кнопок (рис. 4.7).
  • Группирование элементов

    Элементы проекта могут быть сгруппированы, благодаря чему все входящие элементы можно выбирать и редактировать как единое целое (с помощью изменения параметров или стандартных методов редактирования в ArchiCAD) (рис. 4.9).
  • Порядок показа элементов

    По умолчанию порядок вывода элементов на экран зависит от типа элемента (рис. 4.10). | Все типы элементов разделены на классы. В соответствии с классами в ArchiCAD принят следующий порядок вывода элементов (сверху вниз): | тексты, выносные надписи, размеры, паспорта зон;
  • Способы выбора элементов

    Используемые при проектировании в ArchiCAD параметрические элементы позволяют в любой момент изменить их первоначальные параметры. | Существует несколько основных способов редактирования элементов проекта: | изменение параметров элементов через их диалоговые окна;
  • Выбор элементов при помощи указателя

    Основной способ выбора элементов – это использование специального инструмента выбора, а именно Указателя. Кнопка этого инструмента находится в панели инструментов. | При активизированном инструменте Указатель (его кнопка в панели инструментов нажата) выбор элемента производится щелчком мыши на нем.
  • Выбор элементов при помощи бегущей рамки

    Инструмент Бегущая рамка, создающий на экране прямоугольную или многоугольную область выбора, является вспомогательным средством выбора элементов. Кнопка этого инструмента также находится в панели инструментов.
  • Команды выбора элементов

    Существует также возможность выбора элементов с помощью команд меню Edit (Редактор) (рис. 4.17). | Рис. 4.1 7. Команды выбора | Первая из этих команд выглядит по-разному в зависимости от того, какой инструмент панели инструментов является текущим, и служит для выбора элементов именно этого типа.
  • Изменение элементов через диалоговые окна их параметров

    Все параметры элементов, устанавливаемые в диалоговых окнах их параметров, могут быть изменены на любом этапе работы над проектом. | Для этого достаточно выбрать элемент, открыть диалоговое окно его параметров, внести необходимые изменения в параметры элемента, а затем подтвердить внесенные изменения, щелкнув мышью на кнопке ОК диалогового окна.
  • Перемещение

    Любой элемент проекта может быть перемещен в любом направлении и на любое расстояние (рис. 4.19). | Для этого необходимо сделать следующее: | Выбрать один или несколько элементов. | Выбрать команду Drag (Переместить) в меню Edit (Редактор) или в контекстном меню.
  • Поворот

    Любой элемент проекта может быть повернут в любом направлении и на любой угол (рис. 4.20). | Для этого необходимо сделать следующее: | Выбрать один или несколько элементов. | Выбрать команду Rotate (Повернуть) в меню Edit (Редактор) или в контекстном меню.
  • Зеркальное отражение

    Зеркальное отражение любого элемента может быть получено с помощью команды Mirror (Зеркальное отражение) (рис. 4.21). | Делается это так: | Выберите один или несколько элементов. | Выберите команду Mirror (Зеркальное отражение) в меню Edit (Редактор) или в контекстном меню.
  • Перемещение, поворот и зеркальное отражение копии

    Операции перемещения, поворота и зеркального отражения копии элемента осуществляются аналогично операциям перемещения, поворота и зеркального отражения элемента, с тем отличием, что исходный элемент остается неизменным, а все операции происходят с его копией.
  • Тиражирование

    Команда Multiply (Тиражировать) меню Edit (Редактор) или контекстного меню позволяет создать до 99 копий выбранных элементов (при матричном тиражировании – до 99 копий в каждом направлении). При выполнении этой команды открывается диалоговое окно Multiply (Тиражирование) (рис.
  • Изменение пропорций

    Пропорции элементов могут быть изменены путем их масштабирования при помощи команды Resize (Изменить пропорции) меню Edit (Редактор). Масштабный коэффициент задается в диалоговом окне Resize (Изменение пропорций) (рис.
  • Изменение размеров

    Растяжение и сжатие выбранных элементов производится с помощью команды Stretch (Изменить размеры) меню Edit (Редактор). Эта команда продублирована также в табло команд. Она позволяет растягивать или сжимать элементы, перемещая одну из вершин, в то время как положение противоположной вершины остается неизменным (рис. 4.27, а). | Эта операция применима также и к дугообразным элементам.
  • Базирование

    Прямые линии и стены могут быть удлинены или подрезаны до пересечения с другими элементами с помощью операции базирования. | Для выполнения этой операции нужно сделать следующее: | Выбрать один или несколько базируемых элементов.
  • Разделение

    Любые конструктивные и чертежные элементы могут быть разделены на части с помощью команды Split (Разделить). | Делается это так: | Выберите один или несколько элементов для разделения. | Щелкните мышью на кнопке Split (Разделить) в табло команд или выполните команду Edit (Редактор) › Split (Разделить).
  • Смещение по вертикали

    Любой элемент проекта может быть смещен по вертикали на любое расстояние при помощи команды Elevate (Сместить по вертикали) меню Edit (Редактор) или контекстного меню. | При выполнении этой команды открывается диалоговое окно Elevate (Сместить) (рис.
  • Панель редактирования элементов

    Если выбрать элемент (или несколько элементов), а затем щелкнуть мышью на нем (на узловой точке, линии привязки, ребре или вершине многоугольника и т. п.) при активном инструменте Указатель в панели инструментов, на экран выводится плавающая панель, содержащая кнопки выбора доступных для элемента операций редактирования.
  • Выполнение общих операций редактирования с помощью панели редактирования элементов

    Нажимая в панели редактирования соответствующие кнопки выбора операции редактирования, можно выполнять общие операции редактирования так же, как и при выборе команд редактирования в меню Edit (Редактор). | Кнопки панели редактирования служат для выполнения следующих операций: | – перемещение,
  • Редактирование сегментов полилиний и ребер многоугольников

    Если панель редактирования была выведена на экран щелчком мыши на ребре многоугольника или сегменте полилинии, доступны следующие операции редактирования: | – вставка вершины в сегмент или ребро (рис. 4.32), | – изгиб сегмента или ребра (рис. 4.33), | – перемещение сегмента или ребра (рис. 4.34).
  • Редактирование вершин полилиний и многоугольников

    Если панель редактирования была выведена на экран щелчком мыши на вершине многоугольника или полилинии, доступны следующие операции редактирования: | – перемещение вершины (рис. 4.35), | – скругление вершины (рис. 4.36), | – растяжение/сжатие контура (рис. 4.37). | Рис. 4.35.
  • Логические операции редактирования многоугольников. Специальные операции редактирования.

    Для многоугольных элементов, таких, как перекрытия, крыши, 3D-сетки, зоны и штриховки, предусмотрена возможность выполнения логических операций сложения и вычитания контуров. Эти операции доступны независимо от того, на вершине или на ребре был сделан щелчок мыши при открытии панели редактирования.
  • Использование бегущей рамки для редактирования элементов. Удаление элементов.

    С помощью бегущей рамки можно производить перемещение узловых точек элементов проекта. | Для этого нужно сделать следующее: | Выбрать в панели инструментов инструмент Бегущая рамка. | Выбрать в информационном табло способ построения бегущей рамки (многоугольник, прямоугольник, повернутый прямоугольник). | Нарисовать мышью бегущую рамку вокруг тех узловых точек, которые нужно переместить.
  • Использование буфера обмена. Прекращение операции. Отмена действия.

    Элементы проекта можно переносить из окна в окно, используя буфер обмена. | Например, чтобы перенести элемент с одного этажа на другой, сделайте следующее: | Выберите элемент на плане. | Скопируйте его в буфер обмена (команда Edit (Редактор) › Copy (Копировать) или кнопка ). | Перейдите на нужный этаж.
  • Работа в окнах разрезов/фасадов. Построение разрезов/фасадов.

    Окна разрезов/фасадов являются рабочими окнами ArchiCAD и находятся в интерактивной связи с другими рабочими окнами, но имеют в сравнении с окнами планов этажей ряд ограничений по построению новых элементов проекта и изменению существующих.
  • Редактирование разрезов/фасадов на плане. Редактирование элементов на разрезах/фасадах.

    Линию сечения и линию глубины разреза можно редактировать на плане этажа, перемещая при помощи мыши при активизированном инструменте построения разрезов/фасадов находящиеся в середине отрезков линии сечения и линии глубины разреза узловые точки (при этом вместе с узловыми точками перемещаются и соответствующие отрезки).
  • Типы разрезов/фасадов

    Разрезы/фасады могут быть двух типов: | модели, интерактивно связанные с другими рабочими окнами; | чертежи, независимые от других рабочих окон проекта и представляющие собой набор чертежных элементов. | Модельные окна разрезов/фасадов содержат конструктивные элементы, изменения которых на разрезе/фасаде автоматически отражаются в других рабочих окнах.
  • Работа в 3D-окне. Создание новых элементов в 3D-окне.

    3D-окно ArchiCAD является полноценным рабочим окном, в котором может производиться создание и редактирование элементов проекта. Однако работа в 3D-окне имеет некоторые отличия от работы в окнах плана этажа или разреза/фасада.
  • Редактирование существующих элементов

    В 3D-окне доступны все операции редактирования. Выполнение этих операций в 3D-окне мало,чем отличается от выполнения их в других рабочих окнах. Как и при создании элементов, для обеспечения точности при редактировании следует пользоваться числовым вводом координат и привязкой курсора к существующим элементам.
  • Работа в окнах деталей. Параметры деталей.

    Окна деталей представляют собой 2D-окна, содержащие фрагменты планов или разрезов/фасадов и предназначенные для детальной проработки узлов. | Параметры деталей | Для создания деталей служит инструмент Деталь, активизируемый кнопкой в панели инструментов.
  • Способы построения деталей

    Выбор способа построения деталей осуществляется при помощи кнопок информационного табло (рис. 4.56). Предусмотрено четыре способа построения деталей: | – только маркер. В этом случае на плане или разрезе/фасаде размещается только маркер.
  • Работа в окнах деталей

    Чтобы открыть нужное окно детали, есть несколько способов: | Двойной щелчок мыши на названии детали в навигаторе. | Выбор детали на плане или разрезе/фасаде, щелчок правой кнопкой мыши в окне плана или разреза/фасада и выбор в открывшемся контекстном меню команды Open Detail Drawing (Открыть чертеж детали) (рис. 4.59). | Рис. 4.59. Команда Open Detail Drawing (Открыть чертеж детали)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.