Иллюстрированный самоучитель по бухгалтерскому учету

Правила составления учетной политики

Пример: Методика оценки покупных товаров при списании для целей налогообложения

Условие:

Глава 25 НК РФ позволяет выбрать один из четырех методов списания товаров при их продаже – по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Решение:

Допустим, вы выбрали в налоговом учете метод списания по средней стоимости. Но в ст. 268 НК нет порядка его применения (как и всех остальных). Поэтому можно взять методику из бухучета. Тогда в приказе о налоговой учетной политике можно написать так:

При выбытии стоимость товаров оценивается по средней стоимости. Оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете (п. 18 ПБУ 5/01; п. п. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ, Приложение 1 к ним).

Если способ учета какой-то операции бухгалтерским или налоговым законодательством не урегулирован, этот способ надо разработать самостоятельно и отразить в учетной политике.

Пример: Налоговый учет выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления

Условие:

Если у вас есть производство с длительным (более 1 года) технологическим циклом и договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), то для целей налогообложения вы должны распределять выручку с учетом принципа равномерности признания дохода. Но о том, как именно это делается, в гл. 25 НК РФ ничего не сказано.

Решение:

Вы должны разработать порядок учета самостоятельно. В налоговой политике можно написать, например, так:

Выручка от выполнения работ с длительным циклом (более 1 года) признается пропорционально доле прямых расходов отчетного периода, относящихся к этим работам, в общей сумме расходов, предусмотренных в смете по этим работам.

Другой пример. В НК РФ установлено, что если организация совмещает ЕНВД с другим налоговым режимом (общим или упрощенным), то она обязана вести раздельный учет доходов, расходов, имущества, операций. А порядок такого учета опять-таки в Кодексе не указан. Так что вы должны разработать его сами.

Пример: Утверждение методики раздельного учета НДС при совмещении ОСНО и ЕНВД

Условие:

Организация продает товары оптом и в розницу, по рознице уплачивается ЕНВД. Некоторые товары, работы, услуги она приобретает как для оптовой, так и для розничной торговли.

Решение:

Организация сама разработала методику раздельного учета при совмещении ОСНО и ЕНВД. В приказе об учетной политике она записала методику раздельного учета НДС так:

При совмещении оптовой и розничной продажи товаров раздельный учет ведется следующим образом.

Для учета входного НДС по товарам (работам, услугам) вводятся субсчета:

  • § – 19-3-1 "НДС по товарам (работам, услугам), используемым в оптовой торговле";
  • § – 19-3-2 "НДС по товарам (работам, услугам), используемым в розничной торговле";
  • § – 19-3-2 "НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оптовой и розничной торговли".

Постарайтесь максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику.

Это удобно, если, кроме налоговой инспекции и органов статистики, вы свою бухгалтерскую отчетность никому не представляете и ее содержание особо никого не интересует. Сближение двух видов учета поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц по ПБУ 18/02, а также позволит при исчислении налога на прибыль пользоваться данными бухучета.

Для сближения бухгалтерского и налогового учета нужно установить одни и те же методы (способы) учета разных видов имущества, учета доходов, расходов и т.д. Например, установить одинаковые:

  • методы списания сырья и материалов в производство и товаров при продаже;
  • перечни затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, стоимость сырья, материалов, товаров;
  • методы начисления амортизации по основным средствам;
  • сроки полезного использования основных средств на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы;
  • способы признания коммерческих расходов. Например, отнесение их в бухгалтерском учете к расходам на продажу в полном размере, а в налоговом учете – к косвенным расходам;
  • перечни затрат, включаемых в прямые расходы. В бухгалтерском учете перечень прямых расходов гораздо шире, поэтому его можно применять и в налоговом учете.

Хотя полного совпадения сумм расходов в бухгалтерском и налоговом учете вы все равно вряд ли добьетесь. Ведь ряд расходов нормируется для целей налогообложения, а в бухучете все расходы отражаются в полной сумме.

Также можно предусмотреть создание в бухгалтерском учете резервов по правилам, установленным гл. 25 НК РФ. Ведь в бухгалтерских нормативно-правовых актах правила создания многих резервов вообще не прописаны.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.