Правила составления учетной политики
Пример: Методика оценки покупных товаров при списании для целей налогообложения
Условие:
Глава 25 НК РФ позволяет выбрать один из четырех методов списания товаров при их продаже – по стоимости каждой единицы, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО), по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Решение:
Допустим, вы выбрали в налоговом учете метод списания по средней стоимости. Но в ст. 268 НК нет порядка его применения (как и всех остальных). Поэтому можно взять методику из бухучета. Тогда в приказе о налоговой учетной политике можно написать так:
При выбытии стоимость товаров оценивается по средней стоимости. Оценка товаров по средней себестоимости производится в порядке, аналогичном тому, который применяется в бухучете (п. 18 ПБУ 5/01; п. п. 75, 78 Методических указаний по бухучету МПЗ, Приложение 1 к ним).
Если способ учета какой-то операции бухгалтерским или налоговым законодательством не урегулирован, этот способ надо разработать самостоятельно и отразить в учетной политике.
Пример: Налоговый учет выручки от реализации продукции с длительным технологическим циклом изготовления
Условие:
Если у вас есть производство с длительным (более 1 года) технологическим циклом и договорами не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), то для целей налогообложения вы должны распределять выручку с учетом принципа равномерности признания дохода. Но о том, как именно это делается, в гл. 25 НК РФ ничего не сказано.
Решение:
Вы должны разработать порядок учета самостоятельно. В налоговой политике можно написать, например, так:
Выручка от выполнения работ с длительным циклом (более 1 года) признается пропорционально доле прямых расходов отчетного периода, относящихся к этим работам, в общей сумме расходов, предусмотренных в смете по этим работам.
Другой пример. В НК РФ установлено, что если организация совмещает ЕНВД с другим налоговым режимом (общим или упрощенным), то она обязана вести раздельный учет доходов, расходов, имущества, операций. А порядок такого учета опять-таки в Кодексе не указан. Так что вы должны разработать его сами.
Пример: Утверждение методики раздельного учета НДС при совмещении ОСНО и ЕНВД
Условие:
Организация продает товары оптом и в розницу, по рознице уплачивается ЕНВД. Некоторые товары, работы, услуги она приобретает как для оптовой, так и для розничной торговли.
Решение:
Организация сама разработала методику раздельного учета при совмещении ОСНО и ЕНВД. В приказе об учетной политике она записала методику раздельного учета НДС так:
При совмещении оптовой и розничной продажи товаров раздельный учет ведется следующим образом.
Для учета входного НДС по товарам (работам, услугам) вводятся субсчета:
- § – 19-3-1 "НДС по товарам (работам, услугам), используемым в оптовой торговле";
- § – 19-3-2 "НДС по товарам (работам, услугам), используемым в розничной торговле";
- § – 19-3-2 "НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для оптовой и розничной торговли".
Постарайтесь максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику.
Это удобно, если, кроме налоговой инспекции и органов статистики, вы свою бухгалтерскую отчетность никому не представляете и ее содержание особо никого не интересует. Сближение двух видов учета поможет избежать трудоемкого отражения временных разниц по ПБУ 18/02, а также позволит при исчислении налога на прибыль пользоваться данными бухучета.
Для сближения бухгалтерского и налогового учета нужно установить одни и те же методы (способы) учета разных видов имущества, учета доходов, расходов и т.д. Например, установить одинаковые:
- методы списания сырья и материалов в производство и товаров при продаже;
- перечни затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, стоимость сырья, материалов, товаров;
- методы начисления амортизации по основным средствам;
- сроки полезного использования основных средств на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы;
- способы признания коммерческих расходов. Например, отнесение их в бухгалтерском учете к расходам на продажу в полном размере, а в налоговом учете – к косвенным расходам;
- перечни затрат, включаемых в прямые расходы. В бухгалтерском учете перечень прямых расходов гораздо шире, поэтому его можно применять и в налоговом учете.
Хотя полного совпадения сумм расходов в бухгалтерском и налоговом учете вы все равно вряд ли добьетесь. Ведь ряд расходов нормируется для целей налогообложения, а в бухучете все расходы отражаются в полной сумме.
Также можно предусмотреть создание в бухгалтерском учете резервов по правилам, установленным гл. 25 НК РФ. Ведь в бухгалтерских нормативно-правовых актах правила создания многих резервов вообще не прописаны.