Общие приемы редактирования документов (Edit)
Редактирование документов в ранних версиях системы MathCAD под MS-DOS было в определенном смысле искусством. Следовало помнить десятки сочетаний клавиш для ввода математических спецсимволов, шаблонов и греческих букв, правила стирания и вставки знаков в формулы и т. д. Все эти правила (несмотря на некоторые элементы их интуитивности) быстро забывались, и пользователю приходилось рыться в документах для их поиска или действительно полагаться на свою интуицию. Нередко это вело к тому, что замена в формуле какой-либо переменной или показателя степени легче обеспечивалась повторным набором блока целиком, чем применением напрочь забытых приемов редактирования.
Подобный недостаток полностью устранен в новой версии системы, в основном благодаря возможности конструирования формул с помощью мыши и готовых наборов (палитр) специальных математических символов. При этом разработчики новой версии MathCAD наконец-то решились на важный шаг – отказались от полного сохранения правил редактирования и ввода объектов, к которым привыкли пользователи ранних версий системы MathCAD. Многие из этих правил сохранены, но не все. Зато набор математических символов в MathCAD стал напоминать эту операцию в текстовом редакторе Word 95 из пакета Microsoft Office 95.
Большая часть процессов редактирования производится непосредственно с отображением объектов в текущем окне редактора. Разумеется, редактирование возможно только после ввода в текущее окно редактора одного или ряда шаблонов объектов. В противном случае часть операций редактирования осуществить будет нельзя и в меню редактирования Edit (Правка) такие операции будут указаны затененным шрифтом.
Ввод объектов (математических выражений, текстовых комментариев, графиков и др.) в текущее окно редактора производится по-разному. Он будет неоднократно описан по мере изложения последующего материала книги.
Здесь мы ограничимся парой простых примеров. Так, для задания переменной х=1 и вычисления значения функции sin(x) можно воспользоваться вводом с клавиатуры.
Нажимаемая клавиша | Изображение | Комментарий в окне |
---|---|---|
х | X | Ввод имени переменной |
X | := | Ввод символа присваивания: - |
1 | x:= 1 | Ввод числовой константы 1 |
Enter | Фиксация ввода, скачок курсора | |
s i n | s si sin | Ввод имени функции sin |
( | sin( | Ввод левой скобки ( |
х | sin(x | Ввод имени переменной х |
) | sin(x) | Ввод правой скобки) |
sin(x) = | Ввод знака вывода = | |
Enter | sin(x) – 0.841 | Вычисление sin(x)=sin(l) |
Даже на этом простом примере видны некоторые особенности входного языка общения с системой. Так, символ присваивания := отличен от обычно используемого в математике знака равенства =. Это обстоятельство связано с тем, что знак равенства интерпретируется в математических выражениях по контексту. Например, х=у означает либо присвоение переменной х значения ранее определенной переменной у, либо просто факт логического равенства значения х значению у.
Такая двойственность недопустима в машинных программах. Поэтому в системах MathCAD долгое время знак = использовался только как знак вывода результатов вычислений, а для присваивания переменным значений применяется знак :=. Наконец, для обозначения отношения величин х и у как равенства используется жирный знак равенства.
В последней версии MathCAD знак = допустимо применять и как знак присваивания. Система автоматически заменяет его на знак:= при первой операции присваивания. Это происходит благодаря тому, что система "знает ", что перед первым присваиванием переменная не определена и, следовательно, знак = в качестве знака вывода значения переменной не может использоваться. Так что его можно применять для присваивания. Например, если вы введете в первый раз х=2, то система представит это в виде х:=2. Однако при втором присваивании надо писать х:=3 (если задать х=, то система тут же выдаст х=2, т. е. знак = будет уже означать вывод).
Интересно отметить, что для ввода знака:= предназначена клавиша с двоеточием (:). А клавиатурный знак \, к примеру, вводит обычное изображение квадратного корня. Если мы хотим создать вектор с именем V, элементы которого имеют значения от 1 до 5, придется набрать:
V:1;5
На экране дисплея в текущем окне появится:
V:=1..5
Здесь клавиша, содержащая точку с запятой (;), вводит символ перечисления значений "от до" в виде двух точек (..). Этот прием придает переменной V статус ранжированной, по существу вектора с элементами 1, 2, 3, 4 и 5 в нашем примере.
Можно огорчиться, когда узнаешь, что таких правил ввода десятки. Объясняется это тем, что многих математических спецсимволов нет в виде надписей на клавиатуре. Клавиатура ПК приспособлена для ввода простых текстов, а отнюдь не для ввода сложных математических формул и относящихся к ним математических знаков, например квадратного корня, знаков суммы и произведения, интеграла и т. д.