Цвета и оттенки
Технологии получения цветных изображений вошли в повседневную жизнь сравнительно недавно. Еще остались в семейных альбомах черно-белые фотографии, а на дачах доживают свой долгий век черно-белые телевизоры.
Впрочем, и сейчас черно-белые изображения широко используются там, где цвет не обязателен, или как художественный эффект.
Очевидно, для передачи изображения часто достаточно оттенков одного цвета. Если речь идет об излучаемых цветах, то под оттенком цвета подразумевается тот же цвет, но отличающийся по яркости. В черно-белом телевизоре изображение формируется точками люминофора, которые могут светиться с различной яркостью. Иными словами, изображение строится из оттенков серого цвета от черного (минимальная яркость) до белого (максимальная яркость). Если бы люминофор светился, например, коричневым цветом, то изображение было бы построено из оттенков коричневого.
Цвета на отпечатке не излучают свет, поэтому их оттенки отличаются оптической плотностью. Оптическая плотность служит мерой поглощения света. Чем выше оптическая плотность, тем оттенок темнее. Если изображение отпечатано не в оттенках серого, а какого-то иного цвета, говорят, что оно тонировано. Вспомните, например, старые фотографии в тонах сепии.
В компьютерной графике такие изображения называются полутоновыми, поскольку состоят из оттенков одного цветового тона. В графических программах, в том числе и в Photoshop, каждый цвет может иметь 256 оттенков: от черного (нулевая яркость) до белого (яркость равна 255). Информация о яркостях пикселов изображения хранится в канале. Таким образом, для полутонового изображения достаточно одного канала.
- Откройте изображение Girl.jpg с прилагаемой дискеты.
- Откройте палитру каналов (рис. 2.3) командой Show Channels (Показать каналы) меню Window (Окно).
Рис. 2.3. Палитра Channels для полутонового изображения
Перед вами палитра, в которой перечислены все каналы текущего изображения. Как видите, у изображения Girl.jpg есть единственный канал Gray, где хранятся яркости пикселов. Поскольку в полутоновых изображениях используется единственный цвет, нельзя говорить о "полутоновой" цветовой модели.
Цветовые модели
Цвета образуются в природе различным образом. С одной стороны, источники света (солнце, лампочки, экраны компьютеров и телевизоров) излучают свет различных длин волн, воспринимаемый глазом как цветной свет. Попадая на поверхности несветящихся предметов, свет частично поглощается, а частично отражается. Отраженное излучение воспринимается глазом как окраска предметов. Таким образом, цвет объекта возникает в результате излучения или отражения. Описание цвета объекта в первом случае отличается от второго, т. е. применяются разные модели цвета.