Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6

Цвета и оттенки

Модель Lab

Модель RGB и модель CMYK являются аппаратно-зависимыми. Если речь идет об RGB, то значения базовых цветов (а также точка белого) определяются качеством примененного в вашем мониторе люминофора. В результате на разных мониторах одно и то же изображение выглядит неодинаково. Если обратиться к CMYK, то здесь различие еще более очевидно, поскольку речь идет о реальных красках, особенностях печатного процесса и носителя.

Поэтому не удивительно, что в конце концов встала задача описания цветов, не зависящего от аппаратуры, на которой эти. цвета получены. К сожалению, дать полностью объективное определение цвета не представляется возможным. Цвет – это воспринимаемая характеристика, зависящая от наблюдателя и окружающих условий. Разные люди видят цвета по-разному (например, художник – иначе, чем непрофессионал. Даже у одного человека зрительная реакция на цвет меняется с возрастом.

Если восприятие цвета зависит от наблюдателя и условий наблюдения, то, по крайней мере, можно стандартизировать эти условия. Именно таким путем пошли ученые из Международной Комиссии по Освещению (CIE). В 1931 г. они стандартизировали условия наблюдения цветов и исследовали восприятие цвета у большой группы людей. В результате были экспериментально определены базовые компоненты новой цветовой модели XYZ. Эта модель аппаратно независима, поскольку описывает цвета так, как они воспринимаются человеком, точнее "стандартным наблюдателем CIE".

Цветовая модель Lab, использующаяся в компьютерной графике, является производной от цветовой модели XYZ. Название она получила от своих базовых компонентов L, a и b.Компонент L несет информацию о яркостях изображения, а компоненты а и b – о его цветах (т. е. а и b – хроматические компоненты). Компонент а изменяется от зеленого до красного, а b – от синего до желтого (рис. 2.10). Как видите, в приведенном примере хроматический канал b (рис. 2.10, в) имеет довольно высокий контраст потому, что пирамида имеет желтый цвет, а небо – синий. В канале а (рис. 2.10, б) контраст, напротив, очень низкий потому, т. к. в изображении нет ни зеленого, ни красного цвета.

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6 › Растровые изображения › Цвета и оттенки
Рис. 2.10, а) Изображение (а) и его каналы (б-в) в цветовой модели Lab

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6 › Растровые изображения › Цвета и оттенки
Рис. 2.10, б)

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6 › Растровые изображения › Цвета и оттенки
Рис. 2.10, в)

Примечание
Через много лет после разработки модели Lab оказалось, что она удивительно соответствует биологическому механизму восприятия цвета человеком. За это открытие американцы Дэвид Хьюбл и Торстен Вайзел получили в 1981 г. Нобелевскую премию
.

Яркость в модели Lab полностью отделена от цвета. Это делает модель удобной для регулирования контраста, резкости и других тоновых характеристик изображения. Очевидно, что модель Lab трехканальная (рис. 2.11).

Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop 6 › Растровые изображения › Цвета и оттенки
Рис. 2.11. Палитра Channels для изображения в модели Lab

Модель Lab довольно сложна для практического освоения. Нам трудно думать о цвете в ее категориях: "Этот цвет более желтый или синий?". Поэтому цветовая коррекция в Lab не распространена достаточно широко. Зато ценность Lab как аппаратно-независимой модели имеет свое практическое применение и в Photoshop. Она служит ядром систем управления цветом и применяется (скрыто от пользователя) при каждом преобразовании цветовых моделей как промежуточная.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.