Основные понятия цветовой коррекции. Цветовой баланс.
Сложность коррекции заключается в том, что изменение одного цвета влечет за собой изменение и других цветов. При этом объективные критерии отсутствуют. Принципы тоновой коррекции достаточно просты по той причине, что можно оказывать влияние только на определенный участок, например только на света, или на полутона, не затрагивая остальную часть диапазона.
Специфика же работы с цветом заключается в том, что влияние, оказываемое на отдельный цветовой компонент, например, только на красную составляющую, обязательно отразится и на других. Поэтому следует иметь в виду, что в основе любой цветовой коррекции лежит настройка не отдельных цветов, а настройка баланса цветов. Из принципа баланса проистекает дополнительная трудность: многообразие способов достижения одного и того же результата. Для того, чтобы легче представлять взаимодействие цветовых компонентов, необходимо рассмотреть упрощенную схему цветового круга. Эта схема, с одной стороны, отображает взаимодействие цветовых моделей RGB и CMYK, а с другой дает возможность наглядно представить взаимосвязь "качелей" цветового баланса. На схеме основные цвета моделей RGB и CMY находятся в такой зависимости: каждый цвет расположен напротив дополняющего (комплементарного) цвета; при этом он находится между цветами, с помощью которых получен. Например, сложение зеленого и красного цветов дает желтый.
Чтобы усилить какой-либо цвет, нужно ослабить дополняющий его цвет (расположенный напротив него на цветовом круге). Например, чтобы изменить общее цветовое решение в сторону бирюзовых тонов, следует снизить в нем содержание красного цвета. Для уменьшения пурпурной составляющей можно уменьшить ее "напрямую", но лучше это совместить с увеличением голубой и желтой составляющих, что, кстати, позволит сохранить общую насыщенность изображения. При любом влиянии на цветовой баланс надо учитывать, как это "отзовется" на всем цветовом пространстве. В связи с этим совершенно необходимо учитывать закономерности вытекающие из этой схемы, которые сводятся к следующим способам:
Способ 1: цвета, лежащие на цветовом круге друг напротив друга (линия, соединяющая их, проходит через центр круга), взаимно связаны: уменьшение содержания одного цвета ведет к увеличению содержания противоположного цвета, и наоборот. Например, при увеличении содержания голубого цвета (Cyan) уменьшается содержание красного цвета (Red); при уменьшении содержания голубого цвета (Cyan) увеличивается содержание красного цвета (Red).
Способ 2: содержание определенного цвета можно изменить за счет влияния на соседние с изменяемым цвета. Например, чтобы усилить голубой цвет (Cyan), можно усилить зеленый (Green) и синий (Blue) цвета или, наоборот, ослабить пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow) цвета.
Способ 3: можно объединить предыдущие способы. Чтобы увеличить содержание определенного цвета, нужно уменьшить содержание цветов, соседних с противоположным, и наоборот. Например, чтобы усилить красный цвет (Red), достаточно ослабить зеленый (Green) и синий (Blue) цвета или, чтобы усилить голубой цвет (Cyan), достаточно ослабить пурпурный (Magenta) и желтый (Yellow) цвета.
Следует обратить внимание на то, что во всех вышеприведенных примерах предполагалось влиять только на один цвет, а задействованы при этом могли быть все цвета.