Введение
DVD постепенно завоевывает рынок и вопросы применения программ и аппаратных решений для работы с DVD становятся все более и более интересными для многих и многих людей. С аппаратной составляющей все более-менее ясно – есть пишущие DVD приводы двух конкурирующих стандартов, есть аппаратные кодеры MPEG для тех, кто не может ждать часами результатов работы программных кодировщиков. Осталось только понять, какие программы можно и/или нужно использовать для создания DVD-Video дисков.
Вопрос этот не такой простой, как кажется. Еще несколько лет тому назад программ для DVD Authoring было совсем немного, стоили они больших даже по западным понятиям денег (до $30 000) и их применение было уделом всего нескольких тысяч человек, 90% которых работало в США. С появлением компьютерных DVD рекордеров ситуация изменилась, но теперь возник перегиб в другую сторону. Выпуск программы для создания DVD-Video дисков стал как бы делом чести для всех компаний, имеющих хоть какое-то отношение к видео. В рекламных пресс-релизах производителей любая программа DVD-Authoring сейчас преподносится как универсальное средство, идеально подходящее для создания DVD-Video дисков уровня Hollywood Video. В некоторых подобных программах даже есть шаблоны меню, которые так вот скромно называются – Hollywood Quality. На самом деле, конечно, это далеко не так. Для перечисления программ, которые действительно могут создавать Hollywood Quality DVD-Video диски, вполне хватит пальцев одной руки. Массовой разработке программ DVD Authoring способствует и незыблемость стандарта DVD-Video, и изменение этого стандарта вряд ли возможно в обозримом будущем, так как десятки миллионов DVD плееров уже стоят в десятках миллионов квартир и игнорировать при гипотетической смене стандарта такое количество пользователей невозможно.
Но есть один отличительный признак, который позволяет отделить одну группу программ от другой – это подход к созданию меню DVD-Video дисков. Подавляющее большинство новых программ, созданных для массового пользователя, дают возможность только в небольших пределах варьировать как дизайн меню, так и способы выбора в нем, и самое главное, не позволяют использовать в качестве меню видеоклип. Это ограничение существенно уменьшает творческие возможности автора диска.
Но, к сожалению, мы не сможем обсуждать дальше плюсы и минусы программ для создания DVD-Video дисков, не познакомившись хотя бы вкратце с требованиями к DVD-Video диску.
В таблице ниже приведены наиболее важные параметры исходных данных для дальнейшего создания DVD-Video диска (здесь и далее мы считаем, что в качестве системы телевидения используется PAL):
Наименование | Значение |
---|---|
Размер кадра | 720х576, 704х576, 352х576, 352х288 |
Частота кадров | 25 кадров/сек |
Соотношение сторон экрана | 4:3 или 16:9 |
Параметры GOP** (обязательно наличие заголовка). | 30 полей, 15 кадров |
Максимальная скорость потока (видео+аудио) | 9.8 мбит/сек |
Минимальная скорость потока (видео+аудио) | 2.0 мбит/сек |
Максимальная скорость видеопотока, если в DVD проекте используется PCM звук. | 8 мбит/сек |
Максимальная скорость видеопотока, если в DVD проекте используется Dolby Digital Stereo звук. | 9.4 мбит/сек |
Формат звука | PCM (несжатый звук),Dolby Digital Stereo или 5.1, DTS (Digital Theatre System) и MPEG-1 Layer II* * * |
** GOP – Group of Pictures – дословно "группа изображений". MPEG поток всегда состоит из последовательных GOP. Каждая GOP начинается с опорного, или I-кадра, изображение в котором сжато без учета видеоинформации в соседних кадрах. Все остальные кадры GOP содержат только ту информацию, которой нет в I-кадре. DVD совместимый MPEG должен содержать только GOP с заголовками. В заголовке GOP указываются такие параметры, как скорость потока, размер GOP, соотношение сторон изображения и т.п.
* * * Не рекомендуемый формат. Воспроизводится только на PAL DVD плеерах.
Если внимательно посмотреть на допустимые параметры видео и звука для DVD-Video, то несложно заметить, что от того, в каком формате записывается звук, например, зависит качество видео – если звук в PCM, то максимальный bitrate видео должен быть намного меньше, чем при кодирование звука в формат Dolby Digital. Кодирование же звука в формат MPEG-1 Layer II дает сравнимый с Dolby Digital bitrate звука, но само качество сжатого звука уступает Dolby Digital при том же bitrate.