Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике

Этап 4: настройка цветового баланса. Принцип цветового баланса.

После завершения тоновой коррекции наступает очередь более сложной и более субъективной коррекции цветового баланса. Сложность этой коррекции заключается в том, что изменение одного цвета влечет за собой изменение и других цветов. При этом объективные критерии отсутствуют.

Принцип цветового баланса

Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов.

Иоханнес Иттен

Принципы тоновой коррекции достаточно просты по той причине, что можно оказывать влияние только на определенный участок, например только на света или на средние тона, и не затрагивать остальную часть диапазона.

Специфика же работы с цветом заключается в том, что влияние, оказываемое на отдельный цветовой компонент, например только на красную составляющую, обязательно отразится и на других. Поэтому следует иметь в виду, что в основе любой цветовой коррекции лежит настройка не отдельных цветов, а настройка баланса цветов.

Из принципа баланса проистекает дополнительная трудность: многообразие способов достижения одного и того же результата.

Для того чтобы легче представлять взаимодействие цветовых компонентов, необходимо рассмотреть упрощенную схему цветового круга (рис. 19.41).

Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике › Этапы тоновой и цветовой коррекции › Этап 4: настройка цветового баланса. Принцип цветового баланса.
Рис. 19.41. Упрощенная схема цветового круга

Эта схема, с одной стороны, отображает взаимодействие цветовых моделей RGB и CMYK, а с другой – дает возможность наглядно представить взаимозависимость "качелей" цветового баланса.

На схеме основные цвета моделей RGB и CMY находятся в такой зависимости: каждый цвет расположен напротив дополняющего его (комплементарного) цвета; при этом он находится между цветами, с помощью которых получен (рис. 19.42). Например, сложение зеленого и красного цветов дает желтый.

Чтобы усилить какой-либо цвет, нужно ослабить дополняющий его цвет (расположенный напротив него на цветовом круге). Например, чтобы изменить общее цветовое решение в сторону голубых тонов, следует снизить в нем содержание красного цвета. Для уменьшения пурпурной составляющей можно уменьшить ее "напрямую", но лучше это совместить с увеличением голубой и желтой составляющих, что, кстати, позволит сохранить общую насыщенность изображения.

Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике › Этапы тоновой и цветовой коррекции › Этап 4: настройка цветового баланса. Принцип цветового баланса.
Рис. 19.42, а) Основные зависимости, проистекающие из схемы цветового круга

Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике › Этапы тоновой и цветовой коррекции › Этап 4: настройка цветового баланса. Принцип цветового баланса.
Рис. 19.42, б)

Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике › Этапы тоновой и цветовой коррекции › Этап 4: настройка цветового баланса. Принцип цветового баланса.
Рис. 19.42, в)

При любом влиянии на цветовой баланс надо обязательно учитывать, как это "отзовется" на всем цветовом пространстве.

В связи с этим совершенно необходимо иметь в виду закономерности, вытекающие из такой схемы, которые сводятся к следующим правилам.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.