Иллюстрированный самоучитель по цифровой графике

Графические метаморфозы

Метаморфозы – превращение одних существ или предметов в другие.

Энциклопедия

Графическое мышление

Действительность обретает смысл и существование лишь в соприкосновении с художником.

Юрий Нагибин

Одной из важнейших составляющих обучения дизайну является выявление у тех лиц, которые обладают к тому склонностью, или формирование у тех лиц, которые начинают с нуля, некоего специфического образа мыслей и чувствований, который можно интегрировано назвать "графическим мышлением". Такое мышление сродни "слуху" у музыкантов, "чувству слова" у поэтов и т. д.

Следует сразу оговориться, что однозначное и полное определение "графического мышления" дать, видимо, никому не удастся. Можно только сказать, что это – сложное многоуровневое явление, включающее массу самых разных компонентов.

Но суть, на наш взгляд, состоит в том, что человек, обладающий графическим мышлением, воспринимает практически всю визуальную информацию не просто содержательно (так рассматривает неискушенный зритель: он регистрирует только то, что изображено), а сложным образом, сочетая два аспекта: формальный (обнаруживая глубокое понимание и чувство соотношения форм, цветов и освещения) и образно-метафорический (обнаруживая глубокое чувство и понимание дополнительного эстетического содержания). Нельзя представлять дело таким образом, что существует какой-либо формальный уровень или раз и навсегда достигнутое состояние графического мышления, это всегда бесконечный процесс.

И для того чтобы дать толчок началу и дальнейшему развитию этого процесса, существуют разнообразные упражнения. Их общей задачей является "игра" с формой и содержанием. Причем наиболее остро эта "игра" происходит в том случае, если форму и содержание "столкнуть" в некотором противоречии друг с другом, поставить в непривычные рамки, заставить меняться своими соотношениями (пропорциями того и другого), доводя до крайности то "содержание" (его полное исчезновение с обывательской точки зрения), то "форму" (ее полное исчезновение в красивых пятнах, линиях и точках). (В этом, конечно, существует определенная опасность появления "формалистического" цинизма, когда считают задачу выполненной, если найдены некие формальные красивости при полном пренебрежении к содержанию.)

Одним из упражнений, направленных на формирование графического мышления, является задание "Метаморфозы", которое предлагают своим студентам известные санкт-петербургские дизайнеры и педагоги Константин Григорьевич Старцев и Тамара Венедиктовна Левандовская.

В данной статье представлены работы их студентов, которые обучаются по программе "Графический дизайн" на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета (директор программы – Ксения Григорьевна Позднякова, магистр искусствоведения).

Суть задания

Вся работа поэтических школ сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов и, в частности, гораздо больше к расположению образов, чем к созданию их.

Виктор Шкловский

Суть задания заключается в следующем. Студентам предлагается взять какой-нибудь достаточно обычный предмет (булавка, очки или ножницы), который обладает ярко выраженной и характерной формой и совершенно определенным бытовым назначением. Чем привычнее предмет, тем лучше. Затем такой предмет, а точнее сказать, даже не предмет (как объект, существующий в реальности), а его графическое изображение, его графический образ, необходимо переосмыслить таким образом, чтобы он приобрел парадоксальную (противоречивую) форму с точки зрения реального существования предмета, но был непротиворечив с точки зрения графического решения.

Например, у лезвий ножниц не может быть шнуровки (это ведь не ботинки и не ворот спортивной майки), но разве не провоцирует треугольный раствор ножниц на такое решение? И разве графически это не создает формы, материала, пространства? Такое решение, которое встречается у нескольких студентов, не противоречит никаким законам и приемам изобразительности.

Разумеется, такое задание балансирует на грани "здравого смысла", и скорее, за гранью, но это является непременным условием творческого мышления – видеть за привычными или просто существующими объектами (а других просто нет) не только их внешний облик, но и сочетание как формального, так и поэтическое содержания.

Кроме того, у этого задания есть и побочные, но очень важные составляющие: снять внутренние "зажимы", выработать невербальный язык, развить воображение и фантазирование, дать возможность проявить импровизационные способности, почувствовать, как связаны "контекст" и "подтекст". В совокупности это может помочь осознать и выработать собственный графический язык и творческий почерк.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.