Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку

Сэмплер Cyclone

Конечно, у некоторых инструментов разница в тембрах между тихим звуком и громким невелика, но у других очень заметна. Скажем, некоторые духовые на фортиссимо ревут как реактивный самолет на форсаже, тогда как тихие ноты могут быть чистыми и прозрачными. А гитара!.. А скрипка!.. А фортепьяно!.. Даже барабан тихие ноты играет совсем не так, как громкие!.. Закупив хороших дисков с сэмплами в виде wav-файлов, вы сможете найти на них образцы и для тихих звуков, и для средних, и для громких, и для каких-нибудь промежуточных.

В соответствии с этим для одной и той же ноты вы возьмете несколько сэмплов, а сэмплеру объясните, с какой громкости по какую должен играть первый, с какой по какую – второй и так далее…

В этом случае все слои надо будет направить на один MIDI-канал, чтобы все сэмплы игрались одним инструментом.

Еще одна тонкость: звуки, взятые в разном регистре, тоже звучат по-разному! Возьмите хотя бы гитару и убедитесь, что тонкие струны устроены совсем не так как толстые, и тогда вы поймете, почему у них настолько разный звук, что простым подъемом частоты шестой или третьей струны не получить звучания первой. И наоборот.

А кроме того, как мы с вами помним еще по саундфорджевскому разделу, нельзя слишком сильно поднимать и опускать тональность wav-файлов, если мы не хотим совсем уж испортить звук.

Короче говоря, хорошо сделанный тембр должен быть не просто многослойным, но должен состоять из образцов звуков в разных регистрах. На хороших дисках со звуками такие варианты тоже встречаются.

Чтобы определить звуку место на клавиатуре, надо будет задать в Циклоне три параметра. Параметр Key Unity задает, на какой ноте сэмпл игрался в своей исходной тональности (базовая нота). Для взятия более низких нот он будет понижаться, для взятия более высоких – повышаться. А параметры Key Low и Key High задают нижнюю и верхнюю границу его действия – область определения, как это называлось на школьных уроках математики.

Можно расставить эти границы мышкой: щелкнуть по закладочке с маленькой клавиатуркой в левой части окна сэмплера и перейти на страницу с клавиатуркой побольше (см. рис. 4.107). Левый белый треугольник задает нижнюю границу появления сэмпла, правый – верхнюю, а светлая клавиша (которую тоже можно перетаскивать) – базовую ноту.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Сэмплер Cyclone
Рис. 4.107. Выставляем границы сэмпла

Если нота заканчивается, а сэмпл еще не доигрался до конца, он, естественно, будет прерван, а это не всегда красиво звучит. Но стоит вам нажать кнопку Latch (она станет ярко-зеленой), как сэмплер примется доигрывать сэмплы до конца. Щелчок по кнопке с "шифтом" включает (и отключает) этот режим на всех дорожках сразу.

Нажатая кнопочка Pitch Markers позволяет сэмплеру учитывать изменения тональности в композиции и соответственно повышать или понижать ноты (это касается только ритмизованных клипов). Если помните, новая тональность должна быть в явном виде указана в маркере (вставляется в окне проекта по F11).

В секции Slice Inspector есть регуляторы тона – Pitch (Semitones), громкости – Gain (dB) и панорамы Pan, которые действуют на каждый фрагмент ритмизованного клипа по отдельности – надо лишь выбрать его мышкой.

А кроме того, любой фрагмент можно перетащить на другой трек с тем, к примеру, чтобы повесить одну обработку на начало сэмпла и другую – на его завершающую часть. Выделив (с "шифтом") несколько фрагментов, вы сможете настроить их одновременно.

При перетаскивании фрагментов можно пользоваться клавишей CTRL, чтобы вышло копирование. Список Snap в левом нижнем углу окна позволяет настроить сетку, к которой притягиваются перетаскиваемые клипы и наконечник.

Иллюстрированный самоучитель по компьютерной графике и звуку › Cakewalk Sonar › Сэмплер Cyclone Прослушать отдельный фрагмент позволяет эта кнопочка: когда она нажата, вы сможете щелкать мышкой по клипу н послушать его отдельно от всех остальных.

В конце каждой строки есть что-то вроде наконечника копья. Это и правда наконечник – ограничитель длины дорожки. Сдвиньте его влево от нормального положения, и звук прервется раньше, сэмпл не доиграется до конца. Сдвиньте вправо – в конец звука добавится тишина. Кнопка Tails (хвосты) позволит заполнить эту тишину "хвостами" звука – чем-то вроде затихающего эха.

Закончив все настройки, вы сможете сохранить созданный инструмент на диск, щелкнув по кнопке с дискеткой. Ни одного готового набора в комплекте Циклона нет, так что сэмплированием нам предоставят заниматься самостоятельно. Впрочем, я бы сказал, что лучше заниматься сэмплированием под руководством более умелых программ. Вроде тех, о которых пойдет речь в последнем разделе этой книги.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите CTRL + Enter, чтобы сообщить об этом редактору.