Знакомство с классификацией цветов
Будьте готовы к тому, что при знакомстве с цветами вам встретится целый ряд сокращений и аббревиатур, значение которых не всем понятно.
RGB и CMYK
В настольных издательских системах используются две основные цветовые модели – RGB (Red, Green, Blue– красный, зеленый, голубой) и CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black – голубой, пурпурный, желтый, черный). Компьютерное мониторы используют модель RGB, а принтеры – CMYK. Поскольку между цветовыми моделями существуют определенные различия, то, что вы видите на экране монитора, может далеко не всегда в точности соответствовать результатам печати. (Иногда не удается получить даже близкого соответствия.) Это связано с тем, что различным цветовым моделям соответствуют разные физические модели.
Различия в физической модели приводят к тому, что цвета, полученные при использовании моделей RGB и CMYK, не совпадают. Модель RGB, как правило, позволяет получить более яркие оттенки; ей лучше всего дается воспроизведение оттенков в оранжевом и зеленом диапазонах. Модель CMYK, в свою очередь, дает более глубокий оттенок, а оранжевый и зеленый воспроизводит хуже. Однако эта модель позволяет воспроизвести легкие темные оттенки, например, цвет индиго. Таким образом, цвет, подобранный вами на экране монитора, далеко не всегда удастся воспроизвести при печати.
Модель RGB (Red, Green, Blue– красный, зеленый, голубой) основана на использовании трех основных цветов; эта модель используется при работе телевизоров и компьютерных мониторов. Ребенком вы наверняка играли с призмами, которые разделяют падающий белый свет на его составляющие цветовые компоненты. Белый свет падает на призму с одной стороны, а с другой вы получаете настоящую радугу. Работу монитора можно сравнить с принципом работы призмы, только в обратном направлении. Комбинация зеленого и красного позволяет получить желтый цвет. Красному и зеленому цвету соответствуют разные частоты, а результатом их наложения есть частота, соответствующая желтому цвету. Модель RGB называется аддитивной. Принцип наложения цветов согласно аддитивной модели проиллюстрирован на рис. 9.1. Принцип наложения цветов согласно субрактивной модели проиллюстрирован на рис. 9.2.
Не забывайте о том, что цвета, представленные на рис. 9.1, являются базовыми. (Вам придется подключить свое воображение, поскольку на рисунке все они представляют собой оттенки серого.) Если комбинация зеленого и красного дает желтый, то в результате наложения этих цветов в разных пропорциях можно добиться желто-зеленого или оранжевого оттенков. Более четкое представление о цветовой модели RGB вы получите, если внимательно изучите цветовой круг, представленный на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Даже в оттенках серого можно видеть, что, Согласно модели RGB, цвета налагаются иначе…
Итак, мы рассмотрели модель RGB. Когда вы используете модель CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black – голубой, пурпурный, желтый, черный) с целью получить различные оттенки, цвета будут не налагаться, а отражаться. Например, желтый краситель поглощает все оттенки, отличные от желтого, который от него отражается. В детстве вы наверняка рисовали пальцами, размазывая цвета по бумаге; при этом вы могли заметить, что комбинации некоторых оттенков приводят к получению серых или коричневых цветов. Согласно модели CMYK, нанеся цвета на бумагу, вы получите более темные оттенки, поскольку более светлые поглощаются. В результате нанесение всех четырех красителей позволяет получить черный цвет. Модель CMYK считается субтрактивной.
Технологические и композитные цвета
Подавляющее большинство современных устройств вывода поддерживают цветовую модель CMYK, Согласно терминологии, принятой среди профессионалов в сфере допечатной подготовки, цвета CMYK называются композитными. Однако существуют и другие специальные красители. Они позволяют получить оттенки, достичь которых в результате наложения цветов CMYK невозможно. Например, используя стандартные цвета CMYK, получить пастельные, "металлические" неоновые и "морозные" оттенки нельзя. При печати фотографий часто цветов CMYK оказывается недостаточно для воспроизведения всех необходимых оттенков. В результате вам придется или мириться с не совсем точной цветопередачей, или же использовать специальные красители, называемые технологическими.
Если вам приходилось работать с профессиональными художниками и дизайнерами, то вы слышали такие слова, как Pantone или PMS. Оба слова представляют собой сокращенное название системы согласования цветов Pantone Matching System, которая является наиболее распространенным набором технологических цветов. Все оттенки в этой системе разделены на несколько групп в соответствии с типом бумаги, на которой они будут печататься: Coated (глянцевая), Uncoated (без покрытия) и Matte (матовая). QuarkXPress позволяет использовать все эти цвета, а также цвета, определенные в цветовых книгах других стандартов – Trumatch, Focoltone, DIC (Dainippon Inc & Chemical), Pantone Hexachrome и Тоуо.
Поскольку цвет, который вы видите на листе бумаги, получен в результате отражения от красителя, нанесенного на бумагу, то именно тип и качество красителя определяют будущий цвет. По этой причине оттенок кожи выгладит на страницах журнала мод намного лучше, чем в газете, а зеленый оттенок, полученный с помощью дорогого сублимационного принтера, более привлекательный, чем тот, который получен с помощью недорогого струйного принтера.
QuarkXPress позволяет создавать цвета с использованием нескольких моделей – RGB, HSB (Hue, Saturation, Brightness – цвет, насыщенность, яркость, эта цветовая модель является разновидностью модели RGB) и LAB (Luminosity, A axis, В axis – яркость, компонента А, компонента В; это международный стандарт). Однако только некоторые модели принтеров поддерживают эти модели. Используйте такие модели в том случае, если полученные результаты предназначены только для отображения на экране монитора. Если же вы планируете выводить их на печать, то старайтесь ограничиться использованием цветов CMYK.