Структура микшера
В тех случаях, когда необходимо проводить запись или сведение сигналов, поступающих от нескольких различных источников, без микшера (микшерного пульта) обойтись очень трудно. На страницах книги вы не раз встретитесь с виртуальным микшером Cubase SX и его элементами, реализованными программным способом. Вообще, микшеры, используемые в современных виртуальных студиях, по своим возможностям, да и по дизайну, очень напоминают настоящие аппаратные микшеры. Поэтому есть смысл познакомиться со структурой типичного микшера, а также с назначением его основных элементов.
Микшер позволяет решать несколько задач. Некоторые из них перечислены ниже.
- Микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников.
- Согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления.
- Измерение уровня выходного микса (а в ряде ситуаций и канальных) сигналов.
- Оперативное регулирование уровня сигналов.
- Эквализация (корректирование частотных характеристик сигналов).
- Направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти устройства и возвращаемых с них.
- Коммутация сигналов.
- Переключение фазы канального сигнала.
- Формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или на наушники исполнителей.
- Заглушение (мьютирование) отдельных каналов и переключение их в режим solo.
Внешний вид типичного микшера представлен на рис. 1.15.
Рис. 1.15. Внешний вид типичного микшера
Условно в микшере можно выделить элементы, перечисленные ниже.
- Секция канальных модулей (иногда канальный модуль называют входным каналом микшера). Каждый из канальных модулей содержит элементы коммутации и регулировки, с помощью которых ведется раздельная обработка канальных сигналов.
- Шины параллельного подключения эффектов (шины Aux). С их помощью один или несколько каналов подключаются к внешним устройствам обработки сигналов с последующим возвратом обработанного сигнала в общий микс.
- Мастер-модуль. В нем канальные сигналы и сигналы, возвращенные с внешних устройств обработки, объединяются в одну или несколько пар стереосигналов, производится измерение и регулировка уровня смикшированного сигнала.
- Модуль формирования контрольного сигнала. В нем формируется микс, поступающий на вход усилителя, подключенного к контрольным мониторам или наушникам.
Канальный модуль
На панели канального модуля сосредоточено большинство элементов управления микшером. Канальный модуль позволяет:
- подключать к микшеру источник звука (микрофон, а также электрогитару, синтезатор, магнитофон, CD-плеер и другие линейные источники сигналов);
- управлять уровнем громкости источника;
- осуществлять коррекцию частотных характеристик сигнала с помощью эквалайзера;
- направлять сигналы на выходы системы (основной и мониторный);
- направлять сигналы на дополнительные шины подключения эффектов (шины Aux).
В каждом канальном модуле есть средства выбора различных источников (микрофонный/линейный) и предоставляется возможность установить предварительное усиление для каждого из них. Обобщенная функциональная схема канального модуля представлена на рис. 1.16.
Рис. 1.16. Обобщенная функциональная схема канального модуля
Канальный эквалайзер служит для управления частотной характеристикой входного сигнала как в целях ее коррекции, так и для достижения определенного художественного эффекта.
Фейдер канала позволяет оперативно регулировать уровень сигнала.