Вступление
В этой книге мы рассказываем о работе с программой Cubase SX, столь многофункциональной, что ее вряд ли уже можно назвать музыкальным и звуковым редактором. Cubase SX – это виртуальная звуковая студия. В ней есть все, что, в принципе, должно быть в настоящей студии.
- Секвенсор для записи и редактирования MIDI-композиций.
- Множество музыкальных инструментов как мелодических, так и ударных, объединенных в синтезаторы.
- Многоканальный цифровой магнитофон для записи звука.
- Приборы динамической обработки, частотные фильтры.
- Приборы обработки эффектами отдельных MIDI- и аудиотреков или всей композиции в целом.
- Микшер для сведения треков в стереофоническую фонограмму (а также многоканальную Surround-фонограмму).
- Измерительные приборы и индикаторы.
- Система коммутации студийного оборудования и управления им.
Единственное, существенное отличие представленного в программе оборудования от того, которое вы можете увидеть в реальной студии, – его виртуальность. Однако с точки зрения пользователя нет большой разницы в том, с чем предстоит иметь дело: со студийным "железом" или с "софтовой" студией. В любом случае перечисленный набор аппаратуры в умелых руках позволяет решить любую задачу, возникающую в процессе создания музыкальной композиции. Вместе с тем, если этим богатством владеет безграмотный человек, то реальная студия превращается просто в сотни килограммов железа, а виртуальная – в сотни мегабайт цифрового кода, бессмысленно и бесполезно занимающего место на жестком диске.
Многофункциональность виртуальной студии, сложность и разнообразие явлений и алгоритмов, положенных в основу ее работы, приводят к тому, что пользователь такой программы должен быть специалистом широкого профиля.
Лучшие современные программы сопровождаются подробной и удобной справочной системой. Казалось бы, пользуясь ею, можно научиться применять программу по назначению. Однако как вы считаете, можно ли, например, доверить свое здоровье человеку только на том основании, что у него на книжной полке стоят несколько томов медицинских справочников? Думаем, ответ очевиден. Для того чтобы считаться и, тем более, на деле быть врачом, музыкантом, звукорежиссером, недостаточно иметь в своем распоряжении соответствующий справочник. Нужны специальные знания (хотя бы для того, чтобы суметь сформулировать вопрос для справочной системы и понять ответ на него). Как минимум, необходимо владеть терминологией и научными основами в той предметной области, в которой вы намерены себя проявить. Именно поэтому книгу, посвященную описанию конкретной программы, мы начинаем с главы, содержащей базовые сведения. Без них вряд ли удастся эффективно использовать возможности, заложенные в программе.
В этой главе мы договоримся о терминологии и познакомим вас с принципами построения и функционирования элементов виртуальной звуковой студии.