Введение
Пятая глава посвящена работе с микшером Cubase SX. Рассмотрены режимы отображения окна Mixer, операции над модулями микшера, маршрутизация аудиопотоков, общая панель, модули и мастер-секция микшера. Описаны методики подключения VST-плагинов и получения информации о них. Проанализированы особенности пространственного панорамирования и применения эффектов параллельного действия в многоканальных проектах.
В шестой главе приведено детальное описание технологий записи и редактирования MIDI-сообщений. В начале главы рассматриваются завершающие операции по подготовке к работе с MIDI-данными.
В этой главе описана также работа в редакторе List Editor, в котором музыкальная композиция представляется в виде списка сообщений; пояснено назначение секций окна редактора List Editor; приведена методика редактирования списка сообщений.
На конкретных примерах описан процесс управления параметрами синтеза с помощью нерегистрируемых параметров (NRPN), редактирование нот с MIDI-клавиатуры и пошаговый ввод нот.
Использование глубинных ресурсов синтезаторов звуковых карт возможно только посредством привилегированных системных сообщений (Sysex). Разъяснена структура системных сообщений. Приведено описание окна MIDI-Sysex-Editor, которое позволяет загрузить, отредактировать, сохранить и внести в список системные сообщения.
Описана технология работы в окне Key Editor. В нем музыка наглядно представлена в виде отпечатков клавиш. Именно Key Editor позволяет записывать и редактировать музыкальные композиции людям талантливым, но недостаточно владеющим нотной грамотой. Приведено описание инструментов окна и рассмотрена методика работы с ними.
Представлена технология создания партий ударных инструментов в редакторе Drum Editor. Пояснен принцип использования редактора Logical Editor. Подробно изложены вопросы применения квантизации, в том числе, суть различных алгоритмов квантизации и выбор параметров квантизации.
Описаны команды меню MIDI:
- транспонирование MIDI-нот;
- перезапись MIDI-сообщений с разных треков на один;
- применение MIDI-плагинов;
- распределение MIDI-сообщений с одного на несколько треков;
- преобразование номеров нот в соответствии с Drum Map и др.
Пояснены функции, доступные из подменю MIDI › Functions, среди них: удлинение MIDI-нот до их слияния; удаление всех сообщений за исключением MIDI-нот; удаление нот, имеющих заданные параметры; устранение перекрытия MIDI-нот во времени; перезапись выделенных нот в обратном порядке.
В седьмой главе рассмотрена работа в двух окнах: Browse Project и Tempo Track.
Окно Browse Project – это единственный элемент интерфейса Cubase SX, где собрана абсолютно вся информация об используемых в проекте объектах. В левой части окна структура проекта представлена в древовидной форме. В дереве присутствуют папки всех имеющихся в проекте треков. Если раскрыть папку трека, то в ней будут доступны папки, которые в свою очередь соответствуют объектам более низкого логического уровня: частям, аудиосообщениям, подтрекам автоматизации. Приведены рекомендации по использованию окна Browse Project в процессе работы над проектом.
В Cubase SX существует особый трек (Tempo Track), предназначенный для удобного и наглядного управления темпом, который по сути представляет отдельное окно-редактор. Описана методика редактирования графика изменения темпа и сообщений о смене музыкального размера.
В восьмой главе в общих чертах рассмотрена работа в окне нотатора Score Editor. Нотатор программы обеспечивает традиционную нотную запись музыки и двунаправленную транскрипцию: ноты – MIDI-сообщения; MIDI-сообщения – ноты. Score Editor по существу представляет собой специализированный графический и текстовый редактор, обеспечивающий подготовку партитур музыкальных композиций к выводу на бумажный носитель. Однако разрешающая способность нотатора уступает разрешающей способности MIDI-секвенсора (это характерно для нотаторов любых MIDI-редакторов). Кроме того, Score Editor не обеспечивает редактирование каких-либо других сообщений, кроме сообщений о включении и выключении MIDI-нот.
Описана методика выполнения элементарных операций записи и редактирования нот композиции.
Девятая глава посвящена MIDI-эффектам. В рассматриваемой версии программы Cubase SX реализовано четырнадцать MIDI-плагинов реального времени:
- Arpache 5 – арпеджиатор (формирователь последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда);
- AutoPan – формирователь последовательности сообщений об изменении значений заданного контроллера, по умолчанию настроенный в режим автоматического панорамирования;
- Chorder – формирователь аккордов заданного типа;
- Compress – компрессор значений параметра Velocity;
- Control – формирователь сообщений о смене значений MIDI-контрол-леров;
- Density – регулятор "плотности" нот на треке, обеспечивающий прореживание или, напротив, генерацию дополнительных нот;
- Micro Tuner – точный корректор высоты звучания нот, обеспечивающий индивидуальную подстройку каждой ноты в октаве;
- MidiEcho – многократное повторение нот, имитация эха;
- Note 2 СС – конвертор MIDI-сообщения типа Note в сообщения типа Control Change;
- Quantizer – квантизатор, работающий в реальном времени;
- Step Designer – паттерновый секвенсор;
- Track Control – контрольная панель для управления основными параметрами синтезаторов стандартов GS и XG;
- Track FX – набор эффектов, включающий в себя смещение во времени и транспозицию;
- Transformer – эффект реального времени, возможности которого аналогичны возможностям редактора Logical Editor.
Подробно описаны диалоговые окна, предназначенные для редактирования параметров наиболее сложных эффектов.
Десятая глава посвящена применению VSTi. В поставку Cubase SX входит очень большое количество виртуальных инструментов. Еще больше VSTi можно приобрести отдельно от программы и подключить к ней в качестве плагинов. Для того чтобы описать даже малую часть виртуальных инструментов, доступных пользователям в наши дни, потребовалось бы несколько книг. В данной книге рассмотрены общие принципы применения VSTi и описаны только три виртуальных инструмента (впервые вошедшие в поставку Cubase):
- A1 – псевдоаналоговый синтезатор;
- Vb-1 – однотембральный полифонический синтезатор физического моделирования, имитирующий звучание бас-гитары;
- Lm-7 – 12-голосная драм-машина с 24-битными сэмплами.
Высказаны рекомендации по применению VSTi совместно с VST-плагинами эффектов, рассмотрено назначение всех элементов, имеющихся в окнах перечисленных VSTi.
Одиннадцатая глава посвящена вопросам совместного использования Cubase SX и приложений, поддерживающих технологию ReWire, предназначенную для обмена аудиоданными между различными программами.
Возможности ReWire проиллюстрированы на примере подключения к проекту Cubase SX виртуальной студии Propellerhead Reason и использования ее в качестве VSTi.
Описан порядок запуска приложений ReWire и выхода из них. Рассмотрена технология управления устройствами Reason непосредственно из Cubase SX. Высказаны важные советы, касающиеся принципов организации совместной работы двух приложений.