Измерители и анализаторы
Анализ спектра и фильтрация при сведении композиции
Раз уж мы заговорили о сведении, то упомянем о том, что оно включает в себя несколько этапов:
- Индивидуальный контроль отсутствия ошибок в партии каждого инструмента.
- Перезапись партий в исполнении MIDI-инструментов (если таковые есть в композиции) на аудиотреки.
- Выставление ориентировочного баланса уровней всех партий и предварительное панорамирование.
- Корректировка частотных характеристик партий.
- Динамическая обработка звуковых сигналов.
- Обработка эффектами.
- Динамическое изменение уровня аудиосигнала каждого трека (в каких-то местах каждая партия должна звучать несколько громче, в каких-то – тише).
- Уточнение относительных уровней, уточнение распределения партий по панораме.
Сейчас речь идет о спектральном анализе, поэтому остановимся лишь на четвертом этапе: коррекции частотных характеристик партий. С помощью эквалайзеров нужно добиться гармоничного сочетания всех партий. Сделать так, чтобы в звучании каждого инструмента присутствовали характерные тембры и, вместе с тем, чтобы, по возможности, их спектры не перекрывались: энергия сигналов равномерно распределялась бы в пределах звукового диапазона частот. Только в этом случае удастся добиться прозрачности звучания композиции. Начинать такую работу нужно со спектрального анализа сигналов каждого из треков в отдельности. Для того чтобы наглядно пояснить то, о чем сейчас идет речь, рассмотрим простой пример. Пусть имеется три трека и требуется их сбалансировать по тембру. Проведем спектральный анализ каждого трека с помощью Spectrum Analyzer, причем флажок Active сбросим. Полученные графики спектральных функций представлены на рис. 1.30.
Рис. 1.30. Результат спектрального анализа аудиосигналов на трех треках
Разработчики Cubase SX не приводят детальных сведений об алгоритме спектрального анализа, реализованного в программе. Поэтому в процессе работы над книгой мы решили провести сравнение полученных результатов с теми, что дает какой-либо другой виртуальный анализатор спектра. В качестве альтернативного мы выбрали анализатор спектра программы Cool Edit Pro 2, детально описанный нами в соответствующей книге. Анализировались одни и те же тестовые сигналы, спектры которых были нам заранее известны, т. к. их описание имеется в научных литературных источниках. Также проводился анализ сигналов, полученных путем перезаписи на аудиотреки MIDI-инструментов.