Подготовка к работе с MIDI-данными
Выбор параметров функции Chase
Начнем с того, что напомним назначение функции Chase, с которой вы впервые встретились в разд. 4.4.2. В частях на MIDI-треках записаны, как правило, не только сообщения о нажатии на MIDI-клавиши, но и сообщения других типов. Это могут быть, например, сообщения об изменении различных параметров синтеза, о смене MIDI-инструмента и т. д. Если воспроизведение происходит с самого начала трека, то все сообщения последовательно считываются с трека и посылаются синтезатору. Все в порядке. А что будет, если воспроизведение стартует не с начала трека? Некоторые сообщения будут пропущены, останутся "за бортом". Синтезатор даже и "не узнает", что они записаны где-то там на треке в частях, которые не были воспроизведены. Получится, что музыка будет воспроизводиться совсем не тем инструментом, совсем не с теми громкостью, панорамой и реверберации, что были задуманы вами. Так вот, чтобы такого не случалось, в Cubase SX и предусмотрена функция Chase.
Ее суть заключается в том, что сразу же после включения режима записи или воспроизведения программа учтет все MlDl-сообщения, заключенные между началом трека и позицией старта.
В секции MIDI – Chase Events Filter диалогового окна Preferences (рис. 6.3), вызываемого командой File › Preferences, можно выбрать те типы MIDI-сообщений, которые не будут учитываться функцией Chase.
Напомним смысл типов сообщений, перечисленных в секции MIDI – Chase Events Filter:
- Note – сообщения о нажатии MIDI-клавиш;
- Poly Pressure – давление на отдельные нажатые клавиши;
- Controller – сообщения об изменениях значений контроллеров;
- Program Change – смена инструмента;
- Aftertouch – усредненное давление на нажатые клавиши в одном MIDI-канале;
- Pitchbend – сдвиг высоты тона;
- Sysex – привилегированные системные сообщения.
Рис. 6.3. Диалоговое окно Preferences (секция MIDI – Chase Events Filter)
Функцией Chase не будут восприниматься сообщения тех типов, для которых установлены флажки.
Приведем пример. Допустим, что для некоторого трека в основной секции инспектора выбран инструмент Harmonica. Пусть при этом в части на треке записано сообщение о смене MIDI-инструмента: в начале 32-го такта выбран инструмент Viola. Вы мышью переместили указатель текущей позиции в 33-й такт и включили воспроизведение. Если флажок Program Change установлен, то вы услышите губную гармонику (сообщение о смене инструмента не будет воспринято программой), а если флажок сброшен – скрипку.
После завершения подготовки программы можно переходить непосредственно к записи и редактированию MIDI-сообщений. В Cubase SX есть несколько редакторов, позволяющих работать с MIDI-данными, представленными в самых различных формах (см. разд. 1.7). Пожалуй, есть смысл начать с того редактора, в котором вы можете работать непосредственно с MIDI-сообщениями. Вам понадобится умение ориентироваться в MIDI-сообщениях различных типов, поэтому нелишним будет освежить в памяти содержание разд. 1.2.